Планирование мероприятий защиты населения

Ноябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс

3031123456789101112131415161718192021222324252627282930123

Телефоны Технической поддержки операторов связи Забайкальского края

Стратегический план концептуальных предложений субъектов РФ по укреплению взаимодействия всех уровней власти Российской Федерации с целью повышения уровня жизни граждан России

Стратегический план концептуальных

предложений субъектов РФ по укреплению

взаимодействия всех уровней власти

Российской Федерации с целью повышения

уровня жизни граждан России.

 

 "Фабрика проектов"

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Планирующие документы и требования, предъявляемые к ним.

Заблаговременно в органах управления осуществляется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение готовности населения и экономики к действиям в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ все предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций.

В положении «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС», отмечается:

в режиме функционирования ТП РСЧС «повседневная деятельность» осуществляется планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности.

Требования, предъявляемые к планирующим документам

К планирующим документам предъявляются следующие требования:

1. Реальность, которая достигается:

глубоким и всесторонним анализом состояния РСЧС в соответствующем территориальном звене;

правильной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории при угрозе и возникновении СБАК;

строгим учетом людских и материальных возможностей;

учетом специфических особенностей (географических, климатических и др.);

проведением объективных оперативно-тактических расчетов;

согласованием их с планами экономического и социального развития города и т.п.

2. Целеустремленность - заключается в умении выделить главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить основные усилия должностных лиц. При этом особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с защитой населения, обеспечением высокой готовности органов управления, устойчивостью системы оповещения и связи, а также на создание группировки сил РСЧС для проведения АСДНР.

3. Конкретность достигается тем, что во всех планирующих документах заложенные мероприятия и действия должны иметь определенный объем, содержание и быть взаимоувязанными между собой по цели, месту, времени, составу сил и средств и способам их действий.

4. Соответствие основным принципам защиты населения, т.е. он должен предусматривать:

заблаговременную подготовку мероприятий РСЧС;

дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения мероприятий;

комплексное проведение мероприятий РСЧС для обеспечения надежной защиты населения и его жизнедеятельности.

5. Иметь определенную степень детализации, которая отражается в планах городов с районным и без районного деления до объекта экономики.

6. Быть удобными в пользовании означает возможность дифференцированного использования документов плана в различных условиях обстановки.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, порядок его разработки, согласования и доведение до исполнителей

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории. Как и любой план, он состоит из текстуальной части и приложений.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта включает в себя два раздела и пять приложений.

Раздел 1. Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории.

1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.

1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.

1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.

Общие выводы.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.

2.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

2.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.

2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Порядок его разработки, согласования и доведение до исполнителей

В ходе первого (подготовительного) этапа должны быть определены должностные лица объекта, ответственные за подготовку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого должностному лицу уполномоченному на решение вопросов ГОЧС целесообразно подготовить проект приказа руководителя (директора) объекта, в котором определить ответственных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий.

Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании. Как показывает практика, без соответствующего приказа руководителя предприятия невозможно разработать полный и качественный план действий. После утверждения такого приказа необходимо составить график разработки, согласования и предоставления документов плана действий.

На первом (подготовительном) этапе следует определиться, как и с помощью каких методик будет прогнозироваться возможная обстановка на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации, основные показатели плана действий. Возможную обстановку на объекте в результате ЧС природного характера, как правило, прогнозируют по результатам многолетних наблюдений и на основе статистических данных. Эти данные можно получить в учреждениях гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

На втором этапе - практической разработки документов плана — должны быть задействованы соответствующая рабочая группа объекта.

К разработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:

специалистов объекта (главного технолога или начальника производства, главного энергетика и механика и т.п.);

руководителей специализированных подразделений, которые, как правило, являются начальниками соответствующих служб ГО;

председателя эвакоорганов;

руководителей специальных служб (техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.).

На третьем этапе - согласования и утверждения плана действий - документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителями (директорами) объектов.

Рекомендации по разработке раздела 1

«Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории»

Структурные элементы объекта, их характеристика.

Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.

В подразделе приводятся полное и сокращенное наименование объекта, его организационно-правовая форма, почтовый адрес, телефон, факс, описывается основная производственная деятельность объекта, объем выпускаемой продукции (перечень предоставляемых услуг), даются сведения о размерах и границах территории, площади, плотности застройки, составе структурных подразделений, количестве рабочих и служащих, графике работы, наличии транспортных средств, а также перечень и основные характеристики всех зданий, сооружений и коммунально-энергетических сетей, расположенных на территории объекта.

При сдаче объектом (предприятием) своих площадей в аренду даются основные данные об арендующих организациях (аналогичные сведениям об основном объекте).

Для потенциально опасных объектов, к которым относятся производственные или иные объекты, функционирование которых сопряжено с риском возникновения аварий и катастроф, в данный подраздел дополнительно включаются следующие сведения:

·                   профиль опасности объекта (радиационно, химически, биологически, пожаро, взрыво, гидро-динамически опасный);

·                   наименования, размеры запасов опасных веществ, условия их хранения, доставки и выгрузки;

·                   данные о включении предприятия в реестр потенциально опасных объектов;

·                   численность проживающего вблизи объекта населения, наличие и вместимость мест массового скопления (пребывания) людей, которые могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Реквизиты организации (полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты), сведения о форме собственности в план действий представляют сотрудники бухгалтерии.

Сведения о размерах и границах территории объекта, его площади, зданиях и сооружениях в данный подраздел плана представляются сотрудниками проектно-технологического отдела предприятия.

Данные о структурных подразделениях предприятия, размещении таких опасных производственных объектов, эксплуатируемых предприятием, как котельной, компрессорной, насосной станции, представляются в план главным инженером предприятия. Разработчики плана действий промышленных объектов должны помнить, что котельные, компрессорные,

насосные станции, эксплуатируемые предприятием, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. Регистрационные свидетельства с их основными характеристиками хранятся у главного инженера предприятия.

Численность рабочих и служащих объекта, их распределение по сменам и цехам (отделам) представляются отделом кадров. При этом отдельно выделяются данные о дневной смене объекта.

Наименование и объемы выпускаемой продукции представляются в план действий сотрудниками отдела сбыта.

Сведения о профиле опасности объекта представляются главным инженером и сотрудниками экологического отдела.

Сведения о лицензиях на опасные виды деятельности (перечень имеющихся и необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с эксплуатацией опасного объекта) находятся в документах инженера по технике безопасности.

Данные о наличии автотранспорта, его видах и количестве представляются начальником транспортного цеха (отдела).

Данные о железнодорожном транспорте, железнодорожных подъездных путях и дорогах для проезда автотранспорта на территорию объекта даются в план действий начальником транспортного цеха и службой безопасности объекта.

Численность населения, проживающего на прилегающей к объекту территории, разработчики плана действий могут получить у дирекции единого заказчика, в районном эксплуатационном управлении, а также в территориальном органе управления ГОЧС.

К местам массового скопления (пребывания) людей относятся больницы, рынки, школы, детские сады, спортивно-зрелищные объекты (стадионы, дворцы спорта, киноконцертные залы), центральные улицы, вокзалы, автостанции, аэропорты, станции метро, торговые центры и другие.

Возможную численность населения в местах массового скопления можно получить либо в плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС вашего города (района), в управлении образования, здравоохранения района, либо непосредственно у дирекции указанных объектов.

Разработчикам плана действий объекта следует помнить, что при планировании мероприятий по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций в их число следует включать работников арендующих предприятий. Поэтому должны содержаться следующие сведения об организациях-арендаторах:

·                   наименование арендатора;

·                   основная деятельность;

·                   месторасположение арендатора на территории предприятия;

·                   количество рабочих и служащих (всего, в том числе в дневное и ночное время);

·                   наименование и количество опасных веществ, используемых в производстве или хранящихся на арендных площадях (при их наличии).

Эти данные разработчики плана действий должны получить у дирекции (администрации) организаций арендаторов.

Данные об электроснабжении объекта (предприятия) в план действий представляет главный энергетик, а о тепло, водо, газоснабжении — отдел капитального строительства и главный инженер предприятия.

В подразделе 1.2 разработчики плана действий, зная общие характеристики своего

объекта, основные характеристики близлежащих потенциально опасных объектов, метеоусловия и физико-географические условия местности, оценивают возможную обстановку на территории объекта как в результате аварии на нем самом, так и на соседних предприятиях (объектах) проводят оценку возможной обстановки на объекте. Данную оценку целесообразно проводить для следующих чрезвычайных ситуаций:

· при возникновении аварий и катастроф на самом объекте;

· при возникновении аварий и катастроф на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта;

· при возникновении стихийных бедствий.

Для оценки возможной обстановки на пожаровзрывоопасных объектах разработчикам плана действий необходимо определить параметры возможного взрыва, то есть давление во фронте воздушной ударной волны и степень ее воздействия на здания, сооружения и людей, находящихся открыто на местности. На основе полученных данных оценить инженерную,

медицинскую и пожарную обстановку, которая может сложиться при возникновении данной чрезвычайной ситуации.

Анализ ЧС техногенного характера позволяет все взрывы на промышленных пред приятиях и базах хранения разделить на две группы — в открытом пространстве и производственных помещениях.

В открытом пространстве возможны взрывы газовоздушных смесей (ГВС), образующихся при разрушении резервуаров со сжатыми и сжиженными под давлением или охлаждением (в изотермических резервуарах) газами, а также при аварийном разливе легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ).

В производственных помещениях, наряду со взрывом ГВС, возможны также взрывы пылевоздушных смесей (ПВС), образующихся при работе технологических установок.

Необходимые исходные данные разработчики плана действий берут из подраздела 1.1 плана действий.

После расчета параметров возможного взрыва на объекте экономики разработчик должен оценить возможную инженерную, медицинскую и пожарную обстановку.

При оперативном прогнозировании принято выделять четыре зоны разрушений:

полных разрушений (? Рф ? 50 кПа);

сильных разрушений (30 ? ? Рф < 50 кПа);

средних разрушений (20 ? ? Рф < 30 кПа);

слабых разрушений (10 ? ? Рф < 20 кПа).

Результаты расчетов параметров взрывов, оценки инженерной, медицинской и пожарной обстановки заносятся в подраздел 1.2 и графически отражаются на плане объекта экономики в приложении 1 к текстуальной части плана «Схема возможной обстановки при возникновении ЧС».

Для оценки обстановки при авариях и катастрофах на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта, необходимо знать удаление потенциально опасных объектов и маршрутов перевозки опасных веществ от объекта, а также их возможное количество. Эти данные разработчики плана могут получить в вышестоящих органах управления ГОЧС.

Если в плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города или городского района нет данных об объемах перевозок АХОВ транспортом, то разработчики плана могут использовать следующие данные:

Грузоподъемность железнодорожных цистерн:

для хлора - 47,6; 55,8; 57,0 т;

для аммиака - 30,7 и 45,3 т;

для соляной кислоты - 52,2 и 59,4 т;

для фтора - 20 и 25 т.

Если ваш объект может попасть в зону радиоактивного загрязнения местности при аварии на АЭС или другом близлежащем радиационно опасном объекте, то в данном пункте плана необходимо отразить возможные мощности доз излучения на территории объекта и время подхода радиоактивного облака к границам объекта. Эти данные следует получить в управлении города (городского района) ГОЧС. Если таких данных нет, то их необходимо рассчитать самостоятельно.

Для этого надо знать удаление объекта от АЭС и метеоданные.

Для оценки обстановки при возникновении стихийных бедствий исходные данные о возможных стихийных бедствиях и их параметрах разработчики плана получают в управлении ГОЧС города или городского района.

Наиболее вероятные стихийные бедствия в районе расположения предприятия могут быть вызваны:

ураганами, бурями и штормами;

сильным дождем;

снежными заносами.

Важнейшими характеристиками ураганов, бурь и штормов, определяющими объемы возможных разрушений и потерь, являются скорость ветра, ширина зоны, охваченной ураганом, и продолжительность его воздействия. Так, например, скорость ветра при ураганах, бурях и штормах в Европейской части Российской Федерации изменяется от 20 до 50 м/с.

Продолжительность действия ураганного ветра может изменяться от 9 до 12 суток и более, а бурь и штормов от нескольких часов до нескольких суток. Направление ветра при ураганах в центральных районах нашей страны в основном с запада на восток. Наиболее часто ураганы возникают в августе - сентябре.

Значительный ущерб может быть нанесен в результате обильного выделения дождевых осадков (при количестве осадков 50 мм и более в течение 12 часов и менее).

Сильные дожди приводят к подтоплениям, последствием которых может быть:

ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки;

загрязнение источников водоснабжения;

затопление подвалов и технических подполий;

деформация зданий, провалы, набухания и просадки почвы;

загрязнение подпочвенных вод тяжелыми металлами, нефтепродуктами и другими химическими элементами;

разрушение емкостей, продуктопроводов и других заглубленных конструкций из-за усиления процессов коррозии.

Сильные снегопады (при количестве осадков 20 мм и более за 12 часов и менее) могут продолжаться до нескольких суток.

Резкие перепады температур при снегопаде приводят к появлению наледи и налипании мокрого снега, что особенно опасно для линий электропередач.

В подразделе 1.3 «Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС» плана действий разработчикам необходимо сформулировать перечень, ориентировочный объем, определить сроки и ответственных за выполнение мероприятий по предупреждению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций на объекте.

Сами мероприятия целесообразно объединять в следующие группы:

мероприятия по защите рабочих и служащих, населения, материальных ценностей;

мероприятия по повышению устойчивости работы объекта;

мероприятия по подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории объекта;

обучение рабочих и служащих объекта действиям в чрезвычайных ситуациях;

разработка руководящих документов объектового звена РСЧС, организационные мероприятия.

Перечень, содержание, характер и объем мероприятий по предупреждению или снижению последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий зависит от типа, характера деятельности (производства) объекта. Рассмотрим примерное содержание каждой группы рекомендуемых мероприятий по предупреждению и снижению последствий чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по защите рабочих и служащих, населения, материальных ценностей:

совершенствование системы оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях, оборудование (для потенциально опасных объектов) локальной системы оповещения (где она еще не создана);

регулярная проверка наличия и поддержания в постоянной готовности средств индивидуальной и коллективной защиты;

подготовка к эвакуации рабочих и служащих, ежегодная корректировка плана эвакуации;

обеспечение всех рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты органов дыхания и медицинскими средствами защиты.

Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта:

·подготовка объекта к безаварийной остановке производства, определение порядка подготовки технологических линий и оборудования цехов к безаварийной остановке;

· подготовка котельной к работе на резервном топливе, создание трехсуточного его запаса;

·  обваловка складов с горюче-смазочными материалами;

· накопление сырья и материалов в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу объекта;

· заглубление основных коммунально-энергетических сетей;

· размещение технологических коммуникаций на низких эстакадах, обвалование их грунтом;

· установка автоматических линий и средств тушения пожаров;

· устранение условий, создающих взрывоопасные смеси в зданиях;

· проектирование и строительство сооружений с жестким каркасом (металлическим или железобетонным);

· применение при строительстве каркасных зданий облегченных конструкций стенового заполнения и увеличение световых проемов путем использования стекла, легких панелей из пластиков и других легко разрушающихся материалов;

· обеспечение надежной связи с важнейшими производственными участками объекта;

· размещение диспетчерских пунктов и радиоузлов, по возможности, в наиболее прочных сооружениях и подвальных помещениях;

· создание резерва автономных источников электро- и водоснабжения.

 

Мероприятия по подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории объекта:

· поддержание в постоянной готовности формирований объекта;

· заблаговременная подготовка сил и средств к проведению АСНДР;

· накопление средств малой механизации, спасательного оборудования и инструментов на объекте.

Обучение рабочих и служащих объекта действиям в чрезвычайных ситуациях:

· ежегодное проведение командно-штабных учений, штабных тренировок;

· проведение один раз в три года комплексных объектовых учений по действиям органов управления ГОЧС, сил объекта в чрезвычайных ситуациях;

· ежеквартальное проведение тренировок с аварийно-техническими формированиями (для потенциально-опасных объектов).

Разработка руководящих документов объектового звена РСЧС, организационные мероприятия:

· ежегодное планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уточнение плана действий;

· разработка декларации безопасности объекта;

· разработка паспорта безопасности объекта;

· разработка и ежегодная корректировка документов КЧС объекта;

· точное выполнение плана-графика ремонтных и профилактических работ;

· регулярная проверка соблюдения действующих норм и правил по промышленной безопасности;

· своевременное выполнение предписаний «Ростехнадзора» и других надзорных органов.

Для химически опасных объектов в подраздел 1.3 плана действий дополнительно предлагается включать следующие мероприятия:

· постоянный контроль за герметичностью резервуаров с АХОВ;

· своевременное проведение технического освидетельствования ресиверов, сосудов, трубопроводов, работающих под давлением;

· постоянный контроль за исправностью автоматических приборов защиты;

· постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности всем персоналом объекта;

· разработка режимов защиты рабочих и служащих в условиях заражения местности АХОВ;

· сокращение запасов АХОВ на складах и в технологических емкостях предприятия;

· защита емкостей для хранения АХОВ от разрушения взрывами и другими воздействиями путем расположения их в защищенных хранилищах, заглубленных помещениях, в обваловании;

· ограничение использования в технологическом процессе АХОВ, переход на их заменители;

· создание запасов нейтрализующих веществ в цехах, где используются АХОВ;

· применение оборудования и трубопроводов, изготовленных из коррозионно-стойких к среде АХОВ материалов.

Для пожароопасных объектов в подраздел 1.3 могут быть включены следующие мероприятия:

· создание (модернизация, усовершенствование, контроль состояния) систем молниезащиты и автоматического определения загазованности в помещениях и на территории объекта;

· создание (усовершенствование) автоматической системы пожаротушения;

· доработка аварийной системы откачки горючего из резервуаров;

· выполнение требований СНиП 2.11.0393 о техническом осмотре резервуаров и резервуарного оборудования и другие.

Для пожаровзрывоопасных объектов в подраздел 1.3 предлагается также включать следующие мероприятия по повышению устойчивости:

максимально возможное сокращение запасов легковоспламеняющихся и взрывоопасных жидкостей на складах и технологических емкостях предприятий;

ограничение использования в технологическом процессе горючих веществ;

размещение складов легковоспламеняющихся жидкостей с учетом направления господствующих ветров.

Более подробные данные о предстоящих мероприятиях и их ориентировочных объемах по повышению устойчивости и подготовке к проведению АСНДР представляются в план действий главным инженером и инженером по технике безопасности предприятия.

Содержание «Общих выводов» зависит от типа объекта (потенциально опасный или нет).

Если объект относится к потенциально опасным (радиационно, химически, взрыво-, пожаро-, биологически опасным), то в общие выводы целесообразно включать:

принадлежность объекта к потенциально опасному, например: «ПО «Химпром» является химически опасным объектом;

сведения о наиболее опасном участке производства или хранения опасного вещества, масштабы зоны поражения (заражения) при выбросе (выливе) опасного вещества;

последствия аварии на самом объекте для проживающего в непосредственной близости населения;

возможную обстановку на объекте при авариях (катастрофах) на соседних предприятиях или при перевозках опасных грузов;

возможную обстановку на объекте при стихийных бедствиях;

сведения о влиянии аварий на коммунально-энергетических сетях объекта на его функционирование (производственную деятельность).

Для объектов, не относящихся к потенциально опасным, общие выводы к первому разделу должны содержать:

данные о возможной обстановке на объекте в результате аварий на соседних потенциально опасных объектах и в результате стихийных бедствий;

сведения о возможности пожаров на объекте и наиболее пожароопасных участках;

данные о влиянии аварий на коммунально-энергетических сетях на работу (функционирование) объекта.

 

Рекомендации по разработке раздела 2

«Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий»

При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности)

В подразделе 2.1 разработчики плана должны отразить содержание и сроки выполнения следующих мероприятий (с учетом специфики объекта):

оповещение руководства объекта, членов КЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, рабочих и служащих об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

сбор руководящего состава предприятия (объекта), выявление причин ухудшения обстановки;

усиление наблюдения и контроля за обстановкой на объекте, диспетчерской

службы;

профилактические противопожарные мероприятия;

профилактические медицинские и противоэпидемические мероприятия;

подготовка убежищ и укрытий к приему укрываемых;

подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты;

эвакуация рабочих и служащих, приведение в готовность аварийно-спасательных формирований объекта.

Содержание мероприятий, выполняемых на объекте при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, зависит от специфики деятельности объекта и численности работающего на нем персонала. В соответствии с руководящими документами МЧС России и практикой планирования мероприятий РСЧС и ГО определены три основные категории объектов, на

которых решаются вопросы защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Это организации, отнесенные к категориям по ГО, не отнесенные к ним с количеством работников свыше 200 и до 200 человек. Кроме того, в отдельную группу следует выделить малые предприятия с численностью работающих до 50 человек.

Поэтому и содержание мероприятий в разделе 2 в целом и в подразделе 2.1 в частности будет различным по объему.

Для потенциально опасных объектов экономики рекомендуется в подразделе 2.1 отражать следующие мероприятия:

оповещение руководящего состава объекта, членов КЧС через дежурного диспетчера по имеющимся средствам связи;

оповещение начальников структурных подразделений (цехов, отделов), формирований объекта дежурным диспетчером по решению председателя КЧС объекта;

сбор руководства объекта и членов КЧС на пункте управления или в другом заранее определенном месте (в зависимости от характера ЧС).

На практике время оповещения и сбора обычно составляет:

в рабочее время – 10 - 15 мин.;

в нерабочее время – 1 - 2 ч.

На приведение в готовность средств оповещения объекта планируется 1 - 2 мин.

На прогнозирование обстановки (при наличии времени) отводится до 30 минут.

Сроки приведения в готовность и численность формирований, планируемых для привлечения к ликвидации чрезвычайной ситуации, а также сроки подготовки к выдаче СИЗ, защитных сооружений устанавливаются председателем КЧС (руководителем объекта) в зависимости от реальных условий на момент угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

На подготовку автотранспорта для вывоза рабочих и служащих в безопасные районы отводится до 30 минут.

На некатегорированных предприятиях с количеством работающих свыше 200 человек и до 200 человек содержание подраздела 2.1 будет отличаться только меньшим объемом мероприятий.

При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации)

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением руководителя предприятия (председателя КЧС) на объекте может быть введен один из режимов функционирования РСЧС.

При возникновении ЧС вводится режим чрезвычайной ситуации в соответствии с подразделом 2.2 плана действий объекта экономики.

Содержание данного подраздела плана взаимосвязано с содержанием тех мероприятий, которые должны выполняться при возникновении аварий, катастроф или стихийных бедствий. Поэтому в нем отражаются мероприятия, проводимые на предприятии для каждого возможного вида чрезвычайной ситуации.

При этом планируемые мероприятия рекомендуется отражать в следующей последовательности:

а) порядок оповещения органов управления и сил объектового звена РСЧС, доклада в орган управления ГОЧС города (городского района), оповещения рабочих и служащих, а также населения микрорайонов, прилегающих к объекту экономики, о возникновении чрезвычайной ситуации; определение задач по организации разведки в зоне ЧС и прогнозированию развития обстановки;

б) приведение в готовность и развертывание сил и средств объекта, привлекаемых к АСДНР, их состав и сроки готовности, организацию работ;

в) защита работников объекта и населения (объемы, сроки, порядок выполнения мероприятий и привлекаемые для этого силы и средства):

укрытие в защитных сооружениях;

обеспечение средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;

лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;

экстренная эвакуация персонала предприятия из опасных зон.

Факт наступления стихийного бедствия, аварии, природной или техногенной катастрофы может быть обнаружен рабочими и служащими предприятия, дежурными диспетчерскими службами потенциально опасных объектов, автоматизированными средствами (системами) наблюдения и контроля за опасными факторами, а также сторонними наблюдателями из числа населения.

В пункте а) разработчик плана действий должен определить первоочередные мероприятия, проводимые дежурными диспетчерами до прибытия руководства, сроки оповещения рабочих и служащих, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи объектов, если поражающие факторы чрезвычайной ситуации могут выйти за зону проектной застройки. Сроки и порядок доклада руководителя объекта органам управления ГОЧС города (района) и информирование взаимодействующих сил при проведении АСДНР.

Определить основные задачи разведки. Какими силами, в какие сроки и какие виды разведки проводить в зоне чрезвычайной ситуации.

В пункте б) необходимо отразить нормативные показатели приведения в готовность имеющихся на объекте сил и средств ликвидации ЧС, наблюдения и лабораторного контроля для каждого вида чрезвычайной ситуации. Определить порядок наращивания группировки сил РСЧС за счет второго и третьего эшелонов.

В пункте в) при определении мероприятий защиты работников объекта и населения следует определить использование основных средств защиты в зависимости от вида и масштаба чрезвычайной ситуации. При этом следует отразить порядок использования средств инженерной защиты и сроки укрытия в защитных сооружениях персонала.

Указать порядок использования средств индивидуальной защиты, места (пункты) их выдачи и режимы функционирования.

Определить основные мероприятия медицинской защиты рабочих и служащих. Указать сроки и количество привлекаемых медицинских работников объекта. При необходимости раскрыть вопросы противоэпидемических мероприятий.

При непосредственной угрозе жизни людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации отразить вопросы экстренной эвакуации (вывода, вывоза) из опасной зоны.

При аварии с выбросом АХОВ производится экстренный вывод (вывоз) персонала, попадающего или попавшего в зону химического заражения, за границы распространения облака АХОВ. Возможный экстренный вывод (вывоз) рабочих и служащих должен планироваться заблаговременно по данным прогноза и отражаться в этом пункте плана действий.

В подразделе 2.3 «Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии» разработчиками плана действий объекта должны быть спланированы мероприятия, направленные на создание условий для организованного, бесперебойного и эффективного выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечения пострадавших и привлекаемых для проведения АСНДР сил.

Основными видами обеспечения являются: радиационная, химическая и биологическая защита, инженерное, техническое, медицинское, материальное, противопожарное, транспортное обеспечение, а также организация разведки и охраны общественного порядка.

Они включаются в виде пунктов подраздела 2.3, например:

Разведка

Инженерное обеспечение

Техническое обеспечение и так далее.

Содержание и объем подраздела 2.3 зависит от типа и особенностей объекта. Рекомендуется по каждому виду обеспечения отражать:

перечень необходимых сил и средств, материальных ресурсов;

сроки выполнения мероприятий;

должности и фамилии ответственных за организацию того или иного вида обеспечения.

Если на объекте экономики созданы службы гражданской обороны, то мероприятия по обеспечению действий сил и средств в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени подробно излагаются в планах этих служб, а в план действий (подраздел 2.3) выносятся в сокращенной форме. Если же службы гражданской обороны на объекте не созданы (нет 336 базы для их создания), или созданы не полностью, то в подразделе 2.3 подробно излагается содержание мероприятий по всестороннему обеспечению.

Основными задачами разведки на объекте при возникновении чрезвычайной ситуации являются:

выявление обстановки на объекте;

определение характера и объема АСДНР;

выявление мест нахождения и состояния пострадавших, их количества, характера и степени поражения;

определение степени задымленности и загазованности объекта (при пожарах);

выявление степени радиоактивного загрязнения местности, зданий и сооружений (при попадании объекта в зону радиоактивного загрязнения);

уточнение состояния аварийного объекта;

уточнение обстановки в районе проведения АСДНР.

Разведка планируется и ведется до полного завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте.

Ответственным за организацию и ведение разведки является начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта.

Радиационная и химическая разведка проводится:

постами радиационного и химического наблюдения, формированиями радиационной и химической разведки объекта;

подразделениями специализированных военизированных пожарных частей;

специалистами объектовой лаборатории (взятие проб воздуха на зараженной АХОВ территории).

Инженерная разведка проводится силами звеньев механизации или аварийно

технических команд (бригад).

Пожарная разведка проводится подразделениями специализированных военизированных пожарных частей.

При обрушениях (разрушениях) жилых или производственных зданий (сооружений) инженерная разведка планируется силами территориальных аварийно-спасательных и поисково-спасательных отрядов, а также объектовых аварийно-технических команд.

 

Инженерное обеспечение включает:

инженерную разведку участка (объекта) предстоящих работ;

расчистку и содержание маршрутов ввода, проездов к участкам (объектам) проведения АСДНР;

обрушение неустойчивых конструкций зданий и сооружений;

выполнение неотложных работ по локализации повреждений на коммунально энергетических сетях;

приведение в готовность защитных сооружений, укрытие рабочих и служащих в них.

Сроки выполнения некоторых мероприятий инженерного обеспечения разработчики плана могут определить с помощью ориентировочных нормативов;

Ответственным за инженерное обеспечение назначается главный инженер предприятия.

Техническое обеспечение включает в себя:

организацию и своевременное проведение технического обслуживания и эксплуатации технических средств;

восстановление технических средств, вышедших из строя;

своевременное обеспечение техники запасными частями и ремонтными материалами.

Техническое обеспечение организуется начальником административно-хозяйственного отдела или отдела материально-технического обеспечения и осуществляется силами ремонтных подразделений объекта экономики и водителями машин.

Планируется техническое обеспечение на весь период проведения АСДНР.

Основными задачами медицинского обеспечения являются:

оказание медицинской помощи пострадавшим;

эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;

оказание необходимой медицинской помощи личному составу аварийно-спасательных формирований, привлекаемому для проведения АСДНР;

предупреждение инфекционных заболеваний в местах (на объектах) проведения работ.

В зависимости от возможностей объекта для решения задач медицинского обеспечения могут привлекаться:

врачи, медицинский персонал поликлиник, медпунктов, здравпунктов;

санитарные звенья и санитарные посты объекта.

Сроки оказания медицинской помощи зависят от вида и тяжести поражения. При планировании оказания медицинской помощи пострадавшим можно принять, что оптимальными с момента поражения сроками являются:

оказание первой медицинской помощи - 0,5 ч;

оказание первой врачебной помощи – 4-6 ч.

Ответственным за медицинское обеспечение при ликвидации чрезвычайной ситуации на объекте назначается начальник медицинской службы объекта (начальник объектовой поликлиники, медпункта, здравпункта).

Основной целью материального обеспечения при проведении АСДНР на объекте является своевременное и полное удовлетворение потребностей привлекаемых сил в горючем, смазочных материалах, продовольствии, вещевом, инженерно-техническом имуществе, воде и других материалах, а также организация их жизнеобеспечения и отдыха.

Обеспечение привлекаемых сил горячей пищей должно планироваться, как правило, три раза в сутки.

Ответственным, как правило, назначается директор объектовой столовой.

Дозаправка техники планируется на месте производства работ. Ответственным может быть определен один из начальников цехов (отделов).

При наличии химического заражения (аварии на химически опасном объекте) планируется выдача средств индивидуальной защиты со склада предприятия (ответственный - начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС).

Замена одежды и обуви может планироваться на санитарно-обмывочном пункте или в другом установленном месте.

Материальное обеспечение сил и средств при проведении АСДНР организует начальник отдела материально-технического снабжения.

Противопожарное обеспечение включает:

ведение пожарной разведки маршрутов ввода, участков (объектов) ведения спасательных работ;

локализацию и тушение пожаров при вводе подразделений (формирований) на участки (объекты) ведения работ и в ходе работ;

спасение людей из горящих, задымленных зданий и сооружений.

Работы начинаются немедленно с момента обнаружения факта пожара и завершаются после ликвидации пожара.

Для выполнения задач противопожарного обеспечения целесообразно планировать военизированные пожарные части объектов (где они имеются), а также команды и отделения пожаротушения объектов.

Ответственным за противопожарное обеспечение может быть назначен штатный начальник пожарной части объекта (если она создана), должностное лицо уполномоченное на решение вопросов ГОЧС, начальник службы безопасности объекта.

Основными задачами транспортного обеспечения являются:

своевременная эвакуация рабочих и служащих (персонала) за пределы зоны поражения (заражения);

организация подвоза сил и средств для проведения АСДНР на территории объекта.

Для выполнения задач транспортного обеспечения планируется: автотранспорт объекта и автотранспортных предприятий города (по согласованию с руководством этих предприятий и органами управления ГОЧС города или городского района).

Ответственным за транспортное обеспечение назначается начальник автопарка, гаража или начальник отдела материально-технического снабжения.

Основными задачами охраны общественного порядка являются:

обеспечение безопасности рабочих и служащих (сотрудников) объекта;

организация оцепления зоны чрезвычайной ситуации;

осуществление пропускного режима на предприятии;

поддержание общественного порядка в районе (на объекте) проведения АСДНР.

Для выполнения задач охраны общественного порядка планируется привлекать:

силы и средства службы безопасности объекта;

силы и средства УВД (ОВД) города (городских районов);

команды (группы) охраны общественного порядка объекта.

Ответственным за обеспечение общественного порядка на объекте назначается начальник службы безопасности.

Основные вопросы взаимодействия при проведении АСДНР отражаются в подразделе 2.5 плана действий.

Взаимодействие с КЧС города (городского района) и соседних предприятий рекомендуется отрабатывать по вопросам:

сбора и обмена информацией о чрезвычайной ситуации;

привлечения сил и средств для ликвидации ЧС;

последовательности проведения АСДНР.

По вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайной уполномоченный по вопросам ГОЧС объекта должен регулярно докладывать в управление ГОЧС города (городского района) о состоянии дел в ходе проведения АСДНР и получать, в свою очередь, данные о наличии и возможностях привлекаемых территориальных сил и средств городского звена территориальной подсистемы РСЧС и другие необходимые сведения.

По отдельным специальным вопросам КЧС и штаб (отдел, сектор) ГОЧС предприятия взаимодействуют с городскими (районными) органами управления внутренних дел, медицинской, противопожарной и аварийно-техническими службами.

Участие городских служб может потребоваться при ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с проведением работ по обеззараживанию территории, зданий и помещений, поиску и извлечению пострадавших из-под завалов, для оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим.

 

По вопросам привлечения сил и средств для ликвидации ЧС должностное лицо уполномоченное на решение вопросов ГОЧС согласовывает:

порядок выдвижения разведывательных формирований (подразделений) и их действия в зоне чрезвычайной ситуации;

действия аварийно-спасательных формирований по взаимному обеспечению выхода к участкам (объектам, местам) проведения АСДНР, устройству проездов и проходов в завалах, поиску и деблокированию пострадавших из-под завалов и разрушенных зданий;

порядок оказания медицинской помощи, места пунктов сбора пораженных, пути и способы эвакуации на них;

организацию связи и порядок передачи информации;

сигналы управления, оповещения и порядок действия по ним.

По вопросам последовательности проведения АСДНР уточняется, какими силами и с какого времени выполняются те или иные технологические операции по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. В ходе проведения АСДНР поддержание взаимодействия достигается единым оперативным планированием, постановкой и уточнением задач с учетом хода работ и изменений обстановки, отдачей согласованных по содержанию распоряжений, непрерывной координацией действий и контролем их результатов.

Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны: знать обстановку в зоне чрезвычайной ситуации и постоянно уточнять данные о ней; правильно понимать замысел руководителя спасательных работ и задачи совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимное информирование; организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

В подразделе «Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС» разработчикам плана действий рекомендуется отразить организационные и технические мероприятия по управлению предупреждением и ликвидацией возможных чрезвычайных ситуаций.

Данные мероприятия целесообразно планировать в следующей последовательности:

организация управления проведением АСДНР на объекте (кто осуществляет общее управление спасательными работами и откуда; где находится пункт управления, состав пункта управления и выделяемого от него подвижного пункта управления);

порядок и сроки занятия органами управления пункта управления;

организация оповещения и информирования руководящего состава, рабочих и служащих (сотрудников) об обстановке и действиях в зоне ЧС;

состав оперативной группы КЧС объекта непосредственно на участке проведения аварийно-спасательных работ;

организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (по телефонам местной связи, городской АТС, диспетчерской связи, с помощью радиостанций; также указывается время готовности средств связи).

 
 
  • Сайт Комитета по финансам
  • Официальная Россия
  • ПФР
  • Нормативные правовые акты Российское Федерации
  • Постановления правительства Забайкальского края
  • Портал государственных и муниципальных услуг
  • Могочинский Рабочий
  • Официальный сайт администрации городского поселения
  • ЗабИнвестФонд