Основные принципы и способы защиты

Основные принципы и способы защиты населения от ЧС мирного и военного времени

Общие понятия, основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях

Общее понятие безопасности можно сформулировать как состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Принципы защиты – это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

В соответствии со ст. 7 Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности их возникновения.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Из всего вышесказанного в федеральном законодательстве выделяется следующие принципы защиты населения:

- заблаговременности - мероприятия должны планироваться заблаговременно;

- дифференцированности подхода - проведение мероприятий планируется с учетом особенностей территорий по прогнозируемой обстановке и мероприятий, осуществляемых в городах и сельской местности, особенно учетом возможной социально-политической обстановки;

- необходимой достаточности - максимально эффективное использование имеющихся сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС;

- самостоятельности – планирование мероприятий в первую очередь из расчета сил и средств территории, на которой сложилась (может сложиться) ЧС;

- комплексности - при защите населения используется технология, обеспечивающая ее применение для защиты населения от всех источников возможных угроз, в том числе, как в мирное, так и в военное время.

Эти принципы защиты населения базируются на всесторонней оценке обстановки, долгосрочном прогнозировании, которые проводятся на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - РСЧС).

В контексте рассмотрения вопроса защиты населения необходимо определить, что защита населения - комплекс мероприятий, взаимосвязанный по месту, времени проведения, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Основополагающим законодательным актом в области организации и обеспечения защиты населения, материально-культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техногенного характера является основной закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, которой продекларировано, что человек, его права и свободы - высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статьей 42. Конституции определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации находятся:

1) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Таким образом, основной объект защиты – личность с ее правом на защиту жизни, здоровья имущества в случае возникновения ЧС.

Защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

Основные способы защиты населения:

1.                Инженерная защита (укрытие населения и персонала объектов экономики в защитных сооружениях).

2.                Эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС.

3.                Использование средств индивидуальной защиты.

Эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты, как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно разделить на три группы:

1.                Предупредительные мероприятия.

2.                Защитные мероприятия.

3.                Аварийно-восстановительные мероприятия.

К предупредительным мероприятиям относятся:

- предупреждение ЧС (определение источников ЧС ;

- планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;

- создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;

- обучение населения мерам защиты от ЧС;

- подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

- выявление и оценка обстановки в ЧС, в том числе путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

- оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

- укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

- эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;

- использование средств индивидуальной защиты;

- дозиметрический и химический контроль;

- медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

- определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом ОЭ и населением;

- организация охраны общественного порядка в зоне ЧС.

Корганизационным мероприятиям защитынаселения, осуществляемым заблаговременно, относится организация оповещения должностных лиц органов управления и формирований, а также населения об угрозе ЧС мирного и военного времени.

Своевременное оповещение населения – предупреждение об опасности или передача информации о случившейся аварии или катастрофе. Для этого задействуются все имеющиеся средства связи соответствующих уровней.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» до 01 января 2014 года на территории РФ планируется создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить:

- своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;

- возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;

- использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ответственность за организацию оповещения несут руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а за непосредственное обеспечение и поддержание систем оповещения в исправном состоянии отвечают начальники служб связи и оповещения государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований и объектов экономики.

На территории Забайкальского края данные полномочия возложены на спасательную службу связи и оповещения ГО – Департамент информатизации и связи Забайкальского края.

Инженерная защита или укрытие персонала ОЭ и населения в ЗС ГО является наиболее эффективным способом защиты. Как правило, такие инженерные сооружения строятся в непосредственной близости от административных зданий, производственных цехов ОЭ, жилых микрорайонов в целях минимизации времени укрытия в них населения и работников.

ЗС ГО относятся к средствам коллективной защиты. К таким сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты могут быть использованы и простейшие укрытия.

Проектирование строительства защитных сооружений осуществляется в соответствии со СНиП II-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны».

Защитные сооружения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений.

По срокам строительства ЗС подразделяются на построенные заблаговременно, т.е. в мирное время и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких-либо чрезвычайных ситуаций или при внезапном нападении противника.

Убежища

Убежища характеризуются наличием прочных стен, перекрытий и дверей, наличием герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств. Все это создает благоприятные условия для нахождения в них людей в течение нескольких суток. Не менее надежными делаются входы и выходы, а так же аварийные выходы на случай завала или повреждения основных выходов.

Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (второй и третий ярусы): малые - до 600, средние - от 600 до 2000 и большие - свыше 2000 человек.

Убежище защищает человека от обломков разрушающихся зданий, от проникающей радиации и радиоактивной пыли, от попаданий внутрь помещений сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, бактериальных средств, повышенных температур при пожарах, угарного газа и других опасных веществ в чрезвычайных ситуациях. Для этого убежища должны герметизироваться и оснащаться фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и неплотности.

Длительное пребывание людей возможно благодаря надежному электропитанию (дизельная электростанция), санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление), радио- и телефонной связи, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов. Система воздухоснабжения в свою очередь обеспечивает укрываемых не только необходимым количеством воздуха, но и придает ему нужную температуру, влажность и газовый состав.

Во всех убежищах предусматривается два режима вентиляции: чистой - наружный воздух очищается от пыли; фильтровентиляции - воздух пропускается через фильтры-поглотители, где он очищается от всех вредных примесей, веществ и пыли.

Если убежище расположено в пожароопасном месте (нефтеперерабатывающее предприятие) или в районе возможной загазованности активными химическими веществами, предусматривается и третий режим - изоляции и регенерации (т.е. восстановления газового состава, как это делается на подводных лодках).

Система водоснабжения питает укрываемых водой для питья и гигиенических нужд от наружной водопроводной сети. На случай выхода водопровода из строя предусмотрен аварийный запас или самостоятельный источник получения воды (артезианская скважина). В аварийном запасе - только питьевая вода (из расчета 3 литра в сутки на человека). При отсутствии стационарных баков устанавливаются переносные емкости (бачки, бидоны, ведра).

Каждое защитное сооружение имеет систему канализации. Санузел размещают в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, и обязательно устраивают вытяжку.

Электроснабжение необходимо для питания электродвигателей системы воздухоснабжения, артезианских скважин, канализации, освещения. Электропитание осуществляется от городской (объектовой) электросети, а в аварийных случаях - от дизельной электростанции, находящейся в убежище. В сооружениях без автономной электростанции предусматриваются аккумуляторы, фонари, свечи.

Запас продуктов создается из расчета не менее чем на двое суток на каждого укрываемого.

Каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления и громкоговоритель радиотрансляции, подключенные к городской или местной сети радиовещания. Резервным средством связи являются радиостанции.

В помещении (в отсеках), где находятся укрываемые, устанавливаются двухъярусные или трёхъярусные скамьи (нары): нижние - для сидения, верхние - для лежания. Места для лежания должны составлять не менее 20 % от общего количества мест в убежище при двухъярусном расположении нар и 30 % - при трёхъярусном.

Для встроенных убежищ важной частью является аварийный выход, который устраивается в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком. Выход из убежища в тоннель оборудуется защитно-герметическими и герметическими ставнями, устанавливаемыми соответственно с наружной и внутренней стороны стены. Оголовки аварийных выходов удаляются от окружающих зданий на расстояние, составляющее не менее половины высоты здания плюс 3 метра (0,5Н + 3м). В стенах оголовка высотой 1,2 м устраиваются проемы, которые оборудуются жалюзийными решетками, открывающимися внутрь. При высоте оголовка меньше 1,2 м устанавливается металлическая решетка, открываемая вниз.

Быстровозводимые убежища (далее – БВУ)

БВУ строятся в городах и на объектах, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводятся такие сооружения в короткие сроки (в течении нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, а иногда и из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая - от 30 до 200 человек.

БВУ, как и заблаговременно построенные убежища, должны состоять из помещений для укрываемых, мест для расположения фильтровентиляционного оборудования, санитарного узла, располагать аварийным запасом воды. В убежищах малой вместимости санитарный узел и емкости для отбросов размещаются в тамбуре, а баки с водой - в помещении для укрываемых.

Внутреннее оборудование БВУ включает в себя средства воздухоподачи, песчаные и шлаковые фильтры, матерчатые фильтры, воздухозаборные и вытяжные отверстия (короба), приборы освещения, нары и скамьи.

Вентиляция БВУ выполняет работу по двум режимам. Для этого используются различные типы механических и ручных вентиляторов.

Противорадиационные укрытия (далее - ПРУ)

ПРУ используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения в небольших городах и сельской местности. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или при возникновении угрозы вооруженного конфликта.

Обычно ПРУ устраивают в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях, овощехранилищах.

ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивного излучения, защищают при авариях на химически опасных объектах и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера: бурях, ураганах, смерчах и т.д. Поэтому располагаются они вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений ПРУ, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых - до 50 чел. - допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с механическим побуждением. Естественная - осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные - в верхней зоне.

Водоснабжение - от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, то устанавливают бачки для питьевой воды из расчета 2 литра в сутки на человека.

Освещение - от электрической сети, аварийное - от аккумуляторных батарей, различного типа фонарей и вело (ручных) генераторов.

Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень) строительных материалов.

Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других, пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повышению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Все лишние проемы - двери, окна - заделывают.

Правила содержания, обслуживания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», а также приказами МЧС России № 583 от 15.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», № 575 от 21.07.2005 г. «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

Простейшие укрытия

К простейшим укрытиям относятся - щели, траншеи, окопы, блиндажи, землянки и т.д. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

Щель может быть открытой и перекрытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8 - 2 м, шириной по верху 1 - 1,2 м, по низу 0,8 м. Обычно щель строится на 10 - 40 человек. Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого из которых не более 10 м. Входы делаются под прямым углом к примыкающему участку.

Перекрытие щели делается из бревен, брусьев, железобетонных плит или балок. Сверху укладывают слой мятой глины или другого гидроизоляционного материала (рубероида, толя, пергамина и т.д.) и все это засыпается слоем грунта 0,7 - 0,8 м.

На сегодняшний день строятся разработаны, построены и строятся различные по конструкции, защитным свойствам, вместимости, срокам строительства ЗС ГО.

Однако, фонд ЗС ГО недостаточен и, в основном, они построены и строятся для укрытия наибольшей работающей смены ОЭ, продолжающей свою работу в военное время в категорированных городах, работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов и ОЭ особой важности, а также на химически-, радиационно-, взрыво- и пожароопасных объектах.

ЗС ГО, расположенные на территории Забайкальского края в основном требуют капитального ремонта и не соответствуют нормам ИТМ ГО, то есть, не готовы к приему укрываемых.

Эвакуация населения

В условиях неполной обеспеченности ЗС ГО эвакуация населенияявляется следующим основным способом защиты персонала ОЭ и населения от ЧС.

Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу персонала объектов и населения из зон ЧС, вероятной ЧС и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах или загородных зонах.

Загородная зона – это территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной ЧС, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально-опасные объекты и объекты иного назначения подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечению

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение, химическое заражение местности и объектов, наводнение, землетрясение, локальный конфликт, широкомасштабные военные действия и т.д.), пространственно-временными характеристиками воздействия источника ЧС, численностью и охватом выводимого (вывозимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

По видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;

По способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом;

По удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

По длительности проведения: временная (с возвращением на постоянное место-жительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

По времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная(безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или руководителя Гражданской обороны Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих немедленного принятия решения, по решению руководителя гражданской обороны с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне возлагается:

- краевой уровень - на Губернатора Забайкальского края;

- местный уровень - на руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края;

- объектовый уровень - на руководителей соответствующих ОЭ.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы ГО, объекты экономики независимо от форм собственности.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

Эвакуация населения планируется и осуществляется комбинированным способом, обеспечивающим в кратчайшие сроки вывоз в загородную зону части эваконаселения всеми видами имеющегося транспорта, независимо от форм собственности и не занятого воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной его части пешим порядком.

Заблаговременно, в мирное время, в условиях отсутствия ЧС и предпосылок к ним проводится планирование эвакомероприятий, создается сеть эвакоорганов, проводится обучение руководящего состава, организуется их взаимодействие, изучается загородная зона, разрабатываются мероприятия по жизнеобеспечению эвакуируемого населения.

Защита от ионизирующих излучений, режим радиационной защиты. Организация дозиметрического контроля

Радиационная авария – авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Защита от ионизирующего излучения населения это – комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по предупреждению и ослаблению воздействия на население ионизирующего излучения.

Основная цель радиационной защиты – предотвращение поражения или максимальное снижение потерь различных категорий населения и обеспечение их жизнедеятельности в условиях радиоактивного заражения.

Мероприятия радиационной защиты включают:

1.                Радиационный контроль.

2.                Радиационную разведку.

3.                Сбор, обработку данных и информации о радиационной обстановке в зонах заражения (загрязнения).

4.                Применение средств радиационной защиты.

5.                Выбор и соблюдение режимов защиты людей в условиях радиоактивного заражения.

6.                Специальную обработку населения и обеззараживание участков местности, дорог, объектов, зданий и сооружений.

Поражающее действие ионизирующего излучения определяется значением следующих параметров: мощностью экспозиционной дозы излучения и длительностью его действия. Так, при ядерных взрывах мощный поток проникающей радиации действует лишь в течение 10 – 15 секунд, а радиоактивное заражение при меньших значениях мощности дозы действует в течение длительного периода времени (до десятков и сотен лет).

Для защиты от внешнего облучения используется удаление людей из зон его воздействия, а при невозможности или нецелесообразности этого экранирование. В качестве экранов используются материалы, хорошо поглощающие данный вид излучения для нейтронного потока – состоящие из легких водородосодержащих веществ, а для ?-квантов – обладающие высокой плотностью. Для защиты от проникающей радиации ядерного взрыва – потока нейтронов и ?-квантов необходимы комбинированные экраны.

Наряду с этим для уменьшения последствий облучения применяются профилактические и лечебные радиозащитные медицинские препараты (цистамин, цистеин, цистофос).

Для профилактики лучевой болезни используется цистамин в виде таблеток из аптечки индивидуальной АИ-4. Этот препарат ослабляет эффект радиоактивного облучения, как отмечалось ранее, при заблаговременном или одновременном поступлении радионуклидов.

Аптечка АИ-4 содержит весь комплекс необходимых для защиты населения препаратов. Новая аптечка предназначена для первой само, взаимопомощи, предупреждения или ослабления поражающего действия радиационных веществ (РВ), бактериальных средств (БС), фосфорорганических отравляющих (ФОВ) и токсичных веществ (АХОВ).

Режимы радиационной защиты

Под режимом радиационной защиты понимается порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью возможного уменьшения воздействия ионизирующего излучения на людей.

Режим радиационной защиты определяет последовательность и продолжительность использования ЗС ГО, время пребывания в жилых, производственных помещениях и на открытой местности, а также регламентирует пользование средствами индивидуальной защиты, применение противорадиационных препаратов и контроля облучения.

В настоящее время разработано и рекомендуется к использованию 8 режимов радиационной защиты:

1 – 3-й – для населения;

4 – 7-й – для персонала объектов экономики;

8-й – для аварийно – спасательных (восстановительных) формирований (см. Таблицу 1).

Каждый из режимов предполагает трехэтапный порядок поведения в зоне поражения:

а) первый этап - это период времени, в течение которого надо постоянно находиться в ЗС;

б) второй этап - включает время, в течение которого надо находится поочерёдно в ЗС и в зданиях;

в) третий этап – чередования времени пребывания в зданиях с ограниченным нахождением на открытой местности до 1 – 2 часов в сутки.

Таблица 1

Характеристика режимов радиационной защиты

Номер режима

Категория людей

Условия

Проживания

Свойства защитного сооружения

№ 1

Население

Деревянные дома (Косл = 2)

ПРУ

осл = 40-50)

№ 2

Каменные одноэтажные дома

осл = 10)

ПРУ

осл = 40-50)

№ 3

Каменные многоэтажные дома

осл = 20-30)

ПРУ

осл = 200-400)

№ 4

Рабочие и служащие на ОЭ

Деревянные дома

осл = 2)

ПРУ

осл = 20-50)

№ 5

Каменные дома

осл = 1)

ПРУ

осл = 50-100)

№ 6

Каменные дома

осл = 10)

ПРУ

осл ? 1000)

№ 7

Каменные дома

осл = 10)

Убежища

с Косл > 1000

№ 8

Личный состав для проведения АСДНР

Организация дозиметрического контроля

В целях получения объективных данных для оценки работоспособности по радиационному показателю личного состава формирований, производственного персонала ОЭ и остального населения и определения объема необходимой медицинской помощи, санитарной обработки людей, ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных, специальной обработки техники, обеззараживания продовольствия, воды, фуража и сооружений организуется и осуществляется дозиметрический контроль.

Дозиметрический контроль комплекс организационных и технических мероприятий, который включает в себя:

- своевременное обеспечение личного состава формирований, производственного персонала ОЭ техническими средствами контроля;

- определение и учет доз облучения людей и сельскохозяйственных животных;

- определение степени загрязненности радиоактивными веществами людей, животных и материальных средств;

- содержание в исправном состоянии средств дозиметрического контроля.

По данным дозиметрического контроля производятся:

- оценка работоспособности личного состава формирований, производственного персонала ОЭ и остального населения;

- определение степени тяжести острых лучевых поражений людей;

- определение порядка использования спасательных формирований при ведении АСДНР, планирование их замены или пополнения личным составом;

- лечебно-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

- уточнение режимов радиационной защиты людей, оказавшихся в зонах радиоактивного заражения;

- определение необходимости и объема работ по обработке людей, животных и материальных ценностей;

- определение возможности использования продуктов питания, воды, фуража, оказавшихся в зонах заражения.

Для проведения дозиметрического контроля привлекаются следующие силы:

- разведчики-дозиметристы формирований;

- звенья и группы радиационной разведки и дозиметрического контроля;

- звенья и разведывательные группы общей разведки;

- звенья ветеринарной разведки;

- формирования и учреждения медицинской службы;

- лаборатории (учреждения) СНЛК;

- радиометрические лаборатории.

В формированиях и учреждениях, не имеющих в своем составе специалистов, дозиметрический контроль проводится специально назначенными лицами.

Дозиметрический контроль включает контроль облучения и контроль радиоактивного заражения.

Приборы дозиметрического контроля, устройства, предназначенные для измерения поглощенных доз гамма- и гамма - нейтронного излучения, полученных личным составом. К ним относятся войсковые ИД-1, ДП-22В и индивидуальные ИД-11, ДП-70М измерители доз.

Измерители доз используются для получения данных, необходимых командирам и штабам для оценки боевой трудоспособности людей и боеспособности частей и подразделений. Индивидуальные измерители доз предназначены для первичной диагностики степени тяжести радиационных поражений личного состава.

Приборы контроля облучения предназначены для измерения величины поглощенных доз гамма- и гамма - нейтронного излучения, полученных личным составом.

Приборы контроля радиоактивного загрязнения предназначены для измерения удельных альфа- и бета-активностей проб продовольствия, воды и фуража, а также внешнего бета-излучения различных поверхностей.

Приборы контроля радиоактивного загрязнения, устройства, предназначенные для определения степени загрязнения поверхностей сооружений, техники, обмундирования и личного состава, а также воды, фуража и продовольствия. По результатам измерений переносными измерителями определяются необходимость проведения дезактивации сооружений, вооружения и другой военной техники и войскового имущества, качество ее проведения, а также степень радиоактивного загрязнения воды и пищи.

К ним относятся переносные измерители мощности дозы ИМД-1Р, ИМД-2 и ДП-5В (А, Б), используемые непосредственно в подразделениях.

Приборы индивидуального дозиметрического контроля

В настоящее время в мире наиболее широко применяются следующие типы индивидуальных дозиметров:

- конденсаторного типа прямопоказывающие дозиметры («карандаши»);

- термолюминесцентные, радиофотолюминесцентные (слепые) дозиметры;

- электронные прямопоказывающие дозиметры.

Конденсаторные дозиметры («карандаши»)

Преимущество дозиметров данного типа - простота в эксплуатации, низкая стоимость и оперативность получения результата: результат измерения показывается прямо в окуляре дозиметров. Дозиметры выпускались в следующих комплектах:

ДП-22В - состоящий из одного зарядного устройства ЗД-5 и 50 шт. дозиметров ДКП-50-А.;

ДП-24 - состоящий из одного зарядного устройства ЗД-5 и 5 шт. дозиметров ДКП-50-А.;

ИД-1 - состоящий из одного зарядного устройства ЗД-6 и 10 шт. дозиметров ИД-1;

ДК-02 - состоящий из одного зарядного устройства ЗД-4 и 10 шт. дозиметров ДК-02.

Первые три комплекта предназначались для длительного применения в условиях боевых действий с применением ядерного оружия при определении выживаемости личного состава с лучевым поражением, поэтому имели диапазон измерения: ДКП-50-А до 50 Р (рентген), ИД-1 до 500 Р. Поэтому их показания при коротких по времени радиационных ЧС недостоверны, трудно определить небольшие приращения доз. ДК-02 имел диапазон измерения до 200 мР (миллирентген), но имел другой недостаток - саморазряд дозиметров из-за утечек заряда. В настоящее время все вышеуказанные дозиметры не выпускаются.

На сегодняшний день выпускаются дозиметры ИД-02 с диапазоном измерения до 200 мР. В них устранен недостаток ДК-02 (саморазряд дозиметров) применением новых негигроскопичных изоляционных материалов в конденсаторах дозиметров. Индивидуальный дозиметр ИД-02 - это индивидуальный дозиметр гамма- и нейтронного (тепловые нейтроны) излучения, позволяющий измерять накопленную поглощенную дозу.

В ИД-02 используется в качестве детектора ионизационная камера конденсаторного типа. Принцип действия прибора основан на измерении изменения потенциала (напряжения) в ионизационной камере под воздействием ионизирующего излучения, что позволяет применять прибор для индивидуального дозиметрического контроля персонала, работающего как с источниками непрерывного действия, так и c импульсными источниками. Считывание значения накопленной дозы производится на шкале дозиметра через окуляр встроенного в дозиметр микроскопа.

Термолюминесцентные, радиофотолюминесцентные дозиметры

Радиофотолюминесцентные дозиметры применялись в дозиметрическом комплекте ИД-11. Радиофотолюминесцентные дозиметры представляют собой стеклянные детекторы в металлическом корпусе. В состав комплекта дозиметров входит кроме самих дозиметров также и считывающее устройство. Недостатком данных типов дозиметров является то, что накопленная доза не стирается при считывании, и поэтому небольшие приращения доз на фоне ранее накопленных доз определяются с большой погрешностью. Для стирания доз с дозиметров применяются специальные высокотемпературные печи. Комплект радиофотолюминесцентных дозиметров ДВГ-713-РФЛД.

Термолюминесцентные дозиметры (ДТЛ-01, ДТЛ-02, ДВГ-01, ДВГН-01)широко применяются для ИДК во всех медицинских учреждениях и радиационно-опасных объектах РФ. Дозиметры представляют собой пластмассовую кассету с кристаллическими детекторами, обычно 2 - мя (4 - 5мм в диаметре). Считывание доз с дозиметров производится периодически в соответствии с регламентом, принятом на предприятии (обычно раз в несколько месяцев или сразу после аварийных ситуации). Термолюминесцентные дозиметры обладают очень широкими диапазонами измерения - от 50 мкЗв (5 миллирентген) до 10 - 50 Зв (1000 — 5000 рентген). В состав комплекта дозиметров входят кроме самих термолюминесцентных дозиметров также и считывающие устройства с компьютером, что обеспечивает автоматизацию процесса считывания и ведения базы данных по дозам персонала. Термолюминесцентные дозиметры относительно недороги и удобны для ИДК большого количества персонала с применением одного считывающего устройства.

В комплекте АКИДК-201 нагрев детекторов производится СВЧ полем, комплект удобен в работе. Комплект также является полуавтоматом и работает только с тем комплектом дозиметров, с которым произведена поставка из завода, т.е. считывание дозиметров, которые не входили в комплект поставки, или расширение комплекта дозиметров требуют перенастройки прибора и программного обеспечения.

Комплект ДВГ-02Т ручной, т.е. считывание производится непосредственно с детекторов, входящих в дозиметр, дозиметры взаимозаменяемы. Может применяться не только для дозиметров гамма-излучения, но и дозиметров для кожи рук, лица и хрусталика глаза. ДВГ-02Т оптимален для применения для текущего и аварийного индивидуального дозконтроля в условиях ЧС.

Электронные прямопоказывающие дозиметры

Для ИДК применяются также и электронные прямопоказывающие дозиметры. Они представляют собой прибор с детектором, электронным табло, аккумулятором и сигнализацией о превышении заданных уровней по дозе или мощности дозы, поэтому они дорогостоящие и применяются для ограниченного круга персонала АЭС, занятого радиационноопасными ремонтными работами.

Контроль облучения людей подразделяется на индивидуальный и групповой.

Индивидуальный контроль облучения проводится с помощью индивидуальных дозиметров в целях получения данных о дозах облучения каждого человека.

Групповой контроль облучения проводится по группам, работающим в одном цеху, на одном участке, в одном формировании, проживающих в одном месте и т.д. в целях оценки работоспособности производственного персонала, формирований, оценки полученных доз облучения неработающим населением. Групповой контроль облучения неработающего населения проводится в основном расчетным методом.

Дозиметрический контроль организуется:

- в муниципальных образованиях – специально уполномоченными органами ГОЧС соответствующего уровня;

- на объектах экономики – специально уполномоченными органами объектового уровня, руководителями спасательных служб и командирами объектовых формирований;

- в лечебных учреждениях – руководителями учреждений;

- неработающего населения – специально уполномоченными органами ГОЧС соответствующего уровня.

При проведении эвакуационных мероприятий организация дозиметрического контроля возлагается на председателей ЭК, ЭПК,  начальников СЭП, ПЭП, ППЭ, а также начальников эшелонов и колонн за счет сил и средств, выделяемых руководителями ГО муниципальных образований.

Контроль облучения проводится непрерывно при нахождении (действиях) людей на зараженной РВ местности.

Защита от аварийно-химически опасных веществ. Организация химического контроля в очаге заражения

Аварийно химически опасное вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах) (ГОСТ Р 22.9.05-95).

Химическая авария – это не планируемый и неуправляемый выброс (пролив) опасных химических веществ на химически опасных объектах, оказывающих отрицательное действие на окружающую среду и поражающее действие на человека и живую природу.

Защита человека от токсического действия базируется на методах удаления и экранирования. По мере удаления от источника паров ОХВ их концентрация в воздухе быстро уменьшается. Быстрая эвакуация из зоны заражения может предотвратить поражение.

В случае заражения парами ОВ токсодозы настолько малы, что даже несколько вдохов могут привести к поражению. Поэтому основным способом защиты человека является экранирование человека от зараженной атмосферы с помощью ИСЗ и КСЗ.

Защита населения от АХОВ представляет собой комплекс организационных и организационно-технических мероприятий, проводимых с целью исключения или максимального снижения числа пострадавших от воздействия опасных химических веществ людей при химических авариях и катастрофах.

В организацию надежной защиты населения положены два основных принципа:

- первый - заблаговременность подготовки органов управления, сил и средств ГО и РСЧС и обучения населения к действиям в очаге химического поражения;

- второй - дифференцированный подход к выбору способов защиты и мероприятий их обеспечивающих, с учетом степени потенциальной опасности для проживания людей.

Заблаговременная подготовка включает организационные и инженерно-технические мероприятия по предупреждению возможных аварий на химически опасных объектах, которые направлены как на выявление, так и на устранение причин аварий, максимальное снижение возможных разрушений и потерь. Они должны также создать условия для быстрейшей локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Дифференцированный подход заключается в поисках конкретных способов защиты населения, которые устанавливаются на основе анализа обстановки, складывающейся при аварии на ХОО, наличия времени, сил и средств.

 

 

 

Решающее значение для защиты населения от АХОВ имеют:

- подготовка диспетчерских служб ХОО, создание и функционирование локальных автоматизированных систем контроля химического заражения и оповещения населения;

- накопление, хранение и содержание в готовности средств индивидуальной защиты по месту пребывания людей для использования в экстремальных ситуациях;

- поддержание в готовности к приему укрываемых убежищ, подготовка жилых и производственных зданий к защите людей;

- определение и рекогносцировка районов временного размещения эвакуированного из городов населения в случае возникновения крупной химической аварии;

- подготовка и поддержание в готовности сил ГО и РСЧС к ликвидации последствий выброса опасных веществ в окружающую среду и оказанию помощи пострадавшим;

- подготовка органов управления ГО и РСЧС и населения к действиям при крупных авариях на химически опасных объектах.

Основными способами защиты населения от АХОВ являются:использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и защитных сооружений; временное укрытие населения в жилых и производственных зданиях; эвакуация людей из зон возможного заражения.

Каждый из перечисленных способов может применяться самостоятельно, либо в сочетании с другими, в зависимости от конкретной обстановки.

Особого внимания заслуживает способ, основанный на применении средств индивидуальной защиты органов дыхания, поскольку он может быть наиболее эффективным в отдельных реальных условиях. Кроме того, он находит широкое применение на химических производствах для защиты производственного персонала, а также может найти применение и для защиты людей, проживающих вблизи таких объектов.

Укрытие людей в убежищах и ПРУ позволяет обеспечить более высокий уровень защиты. Однако в мирное время этот способ находит весьма ограниченное применение, поскольку постоянное поддержание защитных сооружений в готовности к приему укрываемых требует значительных финансовых затрат.

Обеспечить защиту людей от первичного и, в течение некоторого времени, от вторичного облака зараженного воздуха могут жилые и производственные здания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше коэффициент воздухообмена внутреннего помещения, тем выше его защитные свойства. Так жилые и служебные помещения имеют более высокий коэффициент защиты по сравнению с помещениями производственных зданий.

Эвакуация населения из городов при возникновении опасности организуется комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечении пожарной безопасности на основе данных прогноза возможной обстановки. Она может проводиться различными видами транспорта или пешим порядком. Маршруты выбирают с учетом метеорологических условий, особенностей местности и складывающейся ситуации. Эффективность защиты может быть достигнута лишь в том случае, если эвакуация производится до подхода облака зараженного воздуха. В противном случае пребывание людей открыто на местности в атмосфере зараженного воздуха может только усугубить положение.

Определяющее значение на выбор способа защиты оказывает удаление людей (жилых кварталов, населенных пунктов) от места аварии. Так, при значительном удалении, основным способом будет эвакуация в безопасные районы. Другие способы могут и не потребоваться. Вместе с тем на практике чаще встречаются случаи, когда необходимо сочетание различных способов. Например, если нет возможности эвакуировать людей непосредственно из зоны химического заражения сразу же после аварии – целесообразно какое-то время находиться в помещениях, загерметизировав их подручными средствами. Затем, если возникнет крайняя необходимость, организуется вывоз людей в безопасные районы. Производственный персонал, используя как подготовленные помещения, так и промышленные противогазы, действует согласно инструкции.

Все эти способы защиты при авариях на ХОО дают положительный результат только при своевременном проведении ряда мероприятий, основными из которых являются: прогнозирование и оценка химической обстановки; оповещение населения об угрозе поражения АХОВ; разведка очага поражения и прилегающих к нему районов; оказание медицинской помощи пострадавшим; локализация и тушение пожаров в очаге химического поражения; ликвидация последствий химического заражения; инженерно-технические работы, направленные на снижение потерь в людях и материального ущерба.

Контроль химического заражения проводится по указанию руководителя ГО (командира формирования) после аварии с выливом АХОВ или после применения боевых ОВ. С учетом данных разведки (после определения границ очага и типа АХОВ или боевых ОВ) определяются места, очередность и порядок его проведения. В первую очередь контролю подвергаются личный состав формирований, производственный персонал, население, сельскохозяйственные животные, продовольствие, вода и фураж.

По указанию руководителя ГО (командира формирования) производится выборочный контроль степени заражения (загрязнения) людей, техники, транспорта и оценка необходимости проведения санитарной и специальной обработки.

При определении степени заражения объектов ОВ типа V-газы, зоман и иприт по решению руководителя ГО осуществляется 100 %-ный контроль (сплошной контроль).

При заражении (загрязнении) оборудования и территории ОЭ отравляющими веществами начальники отделов (секторов) ГО и РСЧС уточняют порядок определения степени заражения, места отбора проб и порядок доставки их в лаборатории.

Контроль заражения сельскохозяйственных животных организуется службой защиты животных и растений. Он проводится на площадках ветеринарной обработки силами команд (бригад) защиты животных и специализированными ветеринарными группами.

На основании анализа результатов проб из очага химического заражения учреждения СНЛК или ветлаборатории  определяют степень заражения территории, сооружений, машин и механизмов, пригодность  к употреблению продуктов питания, воды, фуража и выдают заключение о возможности пребывания на территории, в производственных помещениях, использования по назначению продуктов питания, пищевого сырья, воды (техническая, питьевая), фуража.

Ветеринарные лаборатории выдают заключение о возможности использования сырых продуктов животноводства и растениеводства для употребления населением, а фуража и воды – для кормления и водопоя сельскохозяйственных животных и птиц. В сомнительных случаях проводится  повторная экспертиза в головных учреждениях СНЛК или ветлабораториях.

Полнота дегазации техники, транспорта, сооружений и других объектов определяется как после проведения их полной специальной обработки, так и после естественной дегазации (проветривание, дождь). При химическом контроле полноты дегазации определяются остаточные количества ОВ или АХОВ на продегазированных поверхностях объектов.

Контроль химической обстановки в зоне чрезвычайной ситуации проводится с применением приборов химической разведки, устройств, предназначенные для обнаружения ОВ, их идентификации (опознавания) и определения концентрации. Они подразделяются на войсковые и специальные. К войсковым ПХР относятся: войсковой прибор химической разведки ВПХР; газоанализатор ГСА-1; полуавтоматический газоопределитель ПГО-11; прибор радиационной и химической разведки ПРХР; комплексный прибор химической разведки КПХР. К специальным относятся: полуавтоматический прибор химической разведки ППХР; автоматический газосигнализатор ГСП-11; автоматический газосигнализатор ГСП-12 и др.

Полнота дегазации СИЗ, одежды, обуви определяется с помощью приборов химической разведки (ВПХР, ППХР, ПХР-МВ и т.д.). Однако для контроля полноты дегазации не исключается взятие проб с последующим проведением анализа в химических лабораториях.

Возможность действий личного состава формирований, производственного персонала ОЭ в очаге химического заражения без средств индивидуальной защиты устанавливается руководителем ОЭ (командиром формирования) после определения отсутствия ОВ в воздухе или на местности с помощью приборов химической разведки.

 

Медицинская защита производственного персонала и населения в ЧС

Медицинская защита населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется с привлечением сил и средств экстренной медицинской помощи, формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологического надзора.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Как правило, они состоят в развертывании в необходимых случаях дополнительных больничных коек в лечебных учреждениях, создании резервов медицинского имущества, обеспечении готовности к применению соответствующих профилактических и лечебных средств: радиозащитных препаратов, антидотов, противобактериальных средств, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, перевязочных и обезболивающих средств.

Основными мероприятиями медицинской защиты являются:

- подготовка медицинского персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, всеобщее медико-санитарное обучение населения, его морально-психологическая подготовка;

- заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

- поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание, при необходимости, в чрезвычайных ситуациях дополнительных лечебных учреждений;

- медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации в целом;

- осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;

- медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации, а также участников ликвидации ее последствий;

- контроль зараженных продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

В ходе ликвидации чрезвычайной ситуации, а зачастую и гораздо позже, возникает необходимость медико-психологической реабилитации людей, поскольку чрезвычайная ситуация - это, как правило, стрессовое воздействие на производственный персонал при техногенных авариях и катастрофах, а также на население, оказавшееся в зоне чрезвычайной ситуации любого характера, которое может сильно повлиять на психику человека и привести к его неадекватным, немотивированным действиям.

Медицинские средства индивидуальной защиты (далее – МСИЗ) предназначены для профилактики поражения и оказания первой медицинской помощи . Их своевременное и правильное использование может значительно уменьшить степень тяжести поражения человека.

К ним относят: пакет перевязочный индивидуальный, аптечка индивидуальная (АИ-4), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-11). Помимо этого крайне необходимо иметь свою домашнюю аптечку.

Пакет перевязочный индивидуальный

Надо помнить: пакеты перевязочные наша медицинская промышленность выпускает четырех типов: индивидуальные, обыкновенные, первой помощи с одной подушечкой, первой помощи с двумя подушечками.

Пакет перевязочный индивидуальный применяется для наложения первичных повязок на раны. Он состоит из бинта (шириной 10 см и длиной 7 м) и двух ватно-марлевых подушечек Одна из подушечек пришита около конца бинта неподвижно, а другую можно передвигать по бинту. Обычно подушечки и бинт завернуты в вощеную бумагу и вложены в герметичный чехол из прорезиненной ткани, целлофана или пергаментной бумаги. В пакете имеется булавка. На чехле указаны правила пользования пакетом.

При пользовании пакетом его берут в левую руку, правой захватывают надрезанный край наружного чехла, рывком обрывают склейку и вынимают пакет в вощеной бумаге с булавкой.Из складки бумажной оболочки достают булавку и временно прикалывают ее на видном месте к одежде. Осторожно развертывают бумажную оболочку, в левую руку берут конец бинта, к которому пришита ватно-марлевая подушечка, в правую - скатанный бинт и развертывают его. При этом освобождается вторая подушечка, которая может перемещаться по бинту. Бинт растягивают, разводя руки, вследствие чего подушечки расправляются.

Одна сторона подушечки прошита красными нитками. Оказывающий помощь при необходимости может касаться руками только этой стороны. Подушечки кладут на рану другой, непрошитой стороной. При небольших ранах подушечки накладывают одна на другую, а при обширных ранениях или ожогах - рядом. В случае сквозных ранений одной подушечкой закрывают входное отверстие, а второй - выходное, для чего подушечки раздвигаются на нужное расстояние. Затем их прибинтовывают круговыми ходами бинта, конец которого закрепляют булавкой.

Наружный чехол пакета, внутренняя поверхность которого стерильна, используется для наложения герметических повязок. Например, при простреле легкого.

Хранится пакет в специальном кармане сумки для противогаза или в кармане одежды.

Аптечка индивидуальная АИ-4

АИ-4 содержит медицинские средства защиты и предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения или ослабления поражения радиоактивными, отравляющими или сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), а также для предупреждения заболевания инфекционными болезнями.

В аптечке находится набор медицинских средств, распределенных по гнездам в пластмассовой коробочке. Размер коробочки 90 х 100 х 20 мм, масса 130 г. Размер и форма коробочки позволяют носить ее в кармане и всегда иметь при себе.

В холодное время года аптечка носится во внутреннем кармане одежды, чтобы исключить замерзание жидкого лекарственного средства. В гнездах аптечки размещены следующие медицинские препараты.

Гнездо № 1 - противоболевое средство (промедол) находится в шприц-тюбике. Применяется при переломах костей, обширных ранах и ожогах путем инъекции в мягкие ткани бедра или руки. В экстренных случаях укол можно сделать и через одежду.

Гнездо № 2 - средство для предупреждения отравления фосфорорганическими отравляющими веществами (OB) - антидот (тарен), 6 таблеток по 0,3 г. Находится оно в красном круглом пенале с четырьмя полуовальными выступами на корпусе. В условиях угрозы отравления принимают антидот, а затем надевают противогаз. При появлении и нарастании признаков отравления (ухудшение зрения, появление резкой одышки) следует принять еще одну таблетку. Повторный прием рекомендуется не ранее чем через 5 - 6 час.

Гнездо № 3 - противобактериальное средство № 2 (сульфадиметоксин), 15 таблеток по 0,2 г. Находится оно в большом круглом пенале без окраски. Средство следует использовать при желудочно-кишечном расстройстве, возникающем после радиационного поражения. В первые сутки принимают 7 таблеток (в один прием), а в последующие двое суток - по 4 таблетки. Этот препарат является средством профилактики инфекционных заболеваний, которые могут возникнуть в связи с ослаблением защитных свойств облученного организма.

Гнездо № 4 - радиозащитное средство № 1 (цистамин), 12 таблеток по 0,2 г. Находится оно в двух розовых пеналах - восьмигранниках. Принимают его для личной профилактики при угрозе радиационного поражения, 6 таблеток сразу и лучше за 30 - 60 мин до облучения.

Повторный прием 6 таблеток допускается через 4-5 ч в случае нахождения на территории, зараженной радиоактивными веществами.

Гнездо № 5 - противобактериальное средство № 1 - антибиотик широкого спектра действия (гидрохлорид хлортетрациклина), 10 таблеток по 1000000 ед. Находится в двух четырехгранных пеналах без окраски. Принимают как средство экстренной профилактики при угрозе заражения бактериальными средствами или при заражении ими, а также при ранениях и ожогах (для предупреждения заражения). Сначала принимают содержимое одного пенала - сразу 5 табл

 
 
  • Сайт Комитета по финансам
  • Официальная Россия
  • ПФР
  • Нормативные правовые акты Российское Федерации
  • Постановления правительства Забайкальского края
  • Портал государственных и муниципальных услуг
  • Могочинский Рабочий
  • Официальный сайт администрации городского поселения
  • ЗабИнвестФонд