Организация и проведение учений и тренировок в области ГО и РСЧС

Октябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс

2526272829301234567891011121314151617181920212223242526272829303112345

Телефоны Технической поддержки операторов связи Забайкальского края

Стратегический план концептуальных предложений субъектов РФ по укреплению взаимодействия всех уровней власти Российской Федерации с целью повышения уровня жизни граждан России

Стратегический план концептуальных

предложений субъектов РФ по укреплению

взаимодействия всех уровней власти

Российской Федерации с целью повышения

уровня жизни граждан России.

 

 "Фабрика проектов"

Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

Общие положения по организации и проведению учений и тренировок.

Для успешного функционирования звеньев всех уровней подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

Учения являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки объекта экономики в целом, его органов управления, руководящего состава, формирований ГО, рабочих и служащих к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Эти учения дают возможность практически отработать весь комплекс мероприятий РСЧС и ГО с учетом специфики производства, особенностей территориального размещения и других факторов, присущих данному объекту.

Учения и тренировки (далее - учения) организуются на основании требований Организационных указаний по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, наставлений и других руководящих документов.

В настоящее время комплексные учения проводятся продолжительностью 2-3 суток с периодичностью один раз в три года:

- в органах местного самоуправления;

- на всех категорированных объектах;

- на некатегорированных объектах с численностью 300 и более рабочих и служащих;

- в лечебно-профилактических учреждениях емкостью 600 и более коек;

- на некатегорированных объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаро-взрывоопасные и аварийно-химические опасные вещества.

На остальных объектах проводятся один раз в три года объектовые тренировки продолжительностью не менее 8 часов. Они готовятся и проводятся аналогично комплексным учениям.

Сущность учений и тренировок:

Все категории обучаемых выполняют весь комплекс своих функциональных обязанностей по управлению, действиям по предназначению в штатных составах на фоне непрерывно развивающейся обстановки, реально приближенной к возможным ЧС природного, техногенного и военного характера.

Основные цели проведения мероприятий:

совершенствование практических навыков руководящего состава ГОЧС и сил в решении задач по защите населения (персонала объектов) от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

достижение согласованности в работе органов управления, сил и средств при выполнении мероприятий ГО, ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

проверка реальности планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

проверка эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий, в том числе по повышению устойчивости функционирования объектов в военное время и в условиях ЧС природного и техногенного характера;

исследование проблем защиты населения (персонала) и территорий от ЧС мирного и военного времени.

Мероприятия оперативной подготовки подразделяются на:

комплексные учения (проводятся один раз в 3 года продолжительность до 2 суток на категорированных и опасных производственных объектах, ЛПУ - 600 и более коек). Комплексные учения являются важнейшей формой проверки готовности органов управления, сил к выполнению мероприятий, предусмотренных планирующими документами по РСЧС.

- командно-штабные учения(продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

- штабные тренировки(1 раз в год продолжительностью до 1 суток) сущность проведения данного мероприятия состоит в том, что в процессе проведения не отрабатываются практические мероприятия.

- тактико-специальные учения(продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.

- объектовые тренировки(1 раз в 3 года до 8 часов, в образовательных учреждениях ежегодно).

Классификация учений (мероприятий по оперативной подготовке)

По назначению и целям мероприятия подразделяются на:

плановые

Завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач по предназначению

проверочные

Проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГОЧС

показные

Проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых действий сил и средств.

исследовательские (опытные)

Проводятся в целях исследования проблемных вопросов ГОЧС, изыскания наиболее эффективных способов выполнения мероприятий ГОЧС

По количеству участников одностепенные и многостепенные.

Комплексные ученияявляются важнейшей формой проверки готовности организации в целом к выполнению мероприятий, предусмотренных планирующими документами по РСЧС.

На комплексных учениях отрабатывается весь комплекс вопросов РСЧС в условиях непрекращающейся производственной деятельности от получения команды о режиме функционирования РСЧС (сигнала о введении соответствующей степени готовности ГО) до проведения АСДНР.

Руководителями комплексных учений являются, как правило, начальники ГО области, района (города), организации.

Для их подготовки и проведения назначаются заместители и помощники руководителя, создается штаб руководства (его функции, как правило, выполняет орган повседневного управления по чрезвычайным ситуациям) или группа управления организации.

Работа руководителя, его заместителей, помощников и штаба руководства при подготовке комплексного учения во многом идентична деятельности по подготовке КШУ и ТСУ. Вместе с тем при разработке исходных данных для комплексного учения и необходимых учебно-методических документов, а также при подготовке учебной и производственно-технической базы особое внимание должно быть уделено обеспечению координации действий всех групп обучаемых, служб и формирований, а также четкости и согласованности в работе заместителей и помощников (посредников). Необходимо учитывать и характерные недостатки и упущения, имевшие место на последних КШУ и ТСУ.

В работе штаба руководства особое внимание должно быть уделено предварительной подготовке участников комплексного учения, организации мест (точек) практических действий, имитации, пунктов управления, связи и комендантской службы.

Количество заместителей, помощников руководителя комплексного учения и посредников должно быть таким, чтобы иметь возможность обучать каждую службу, все основные или отдельно действующие формирования, а также главные структурные подразделения и осуществлять контроль за их действиями. Они обязаны подготовить детальные частные планы своей работы, отлично знать замысел и план проведения комплексного учения, умело проводить розыгрыш действий сил РСЧС, добиваясь своевременной и полной отработки учебных вопросов, анализировать действия обучаемых и готовить материалы разбора.

Важным условием качественного проведения комплексного учения является его надлежащее материально-техническое обеспечение.

 

Командно-штабные учения являются одной из основных форм совместного обучения и проверки готовности руководителей и органов управления гражданской обороны объекта и объектового звена ТП РСЧС (КЧС, отдела, штаба, сектора, группы по делам ГО и ЧС), а также эвакокомиссии, руководителей служб ГО и командно-начальствующего состава штатных аварийно-спасательных подразделений и невоенизированных (специальных) формирований.

Их основной целью является совершенствование слаженности и оперативности в работе начальника ГО, КЧС, органа управления ГО и ЧС объекта и их навыков в организации выполнения всего комплекса мероприятий, предусмотренных «Планом гражданской обороны» и «Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС», выключая управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами (АСДНР), а также их всестороннее обеспечение.

Сущность командно-штабных учений сострит в том, что все обучаемые выполняют свои функциональные обязанности по организации защиты населения, обеспечению устойчивости объекта и по управлению имеющимися силами и средствами при проведении АСДНР на фоне конкретной, непрерывно развивающейся тактической обстановки, которая может сложиться на объекте (с учетом его масштабов, конструктивно-планировочных и технологических особенностей) в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения современных средств поражения.

Учения позволяют руководящему составу приобрести прочные навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки при угрозе возникновения, предотвращении развития и ликвидации ЧС. При отработке мероприятий плана ГО - оценить обстановку и принять решения на ликвидацию последствий применения современных средств поражения. В обоих случая принятие целесообразных решений, постановка задач исполнителям и организация их выполнения являются сердцевиной учения.

На объектах народного хозяйства командно-штабные учения могут быть одностепенными и двухстепенными.

На одностепенных обучается одна инстанция - начальник ГО объекта или председатель КЧС (если начальник ГО не совмещает оба поста), службы ГО, члены КЧС и работники органа управления по делам ГО и ЧС, эвакокомиссия, а также главные специалисты объекта. На двухстепенных - две, при этом вторую инстанцию представляют командиры формирований, руководители структурных подразделений объекта (начальники цехов, комплексов, производств) и некоторые формирования (разведки, связи и др.).

Как правило, наиболее целесообразно проводить двухстепенные учения, которые позволяют их участникам более полно отрабатывать вопросы принятия решений, постановки задач исполнителям и организации их выполнения, также приобретать навыки в работе с использованием технических средств связи и документов управления.

Командно-штабные учения на объектах могут проводиться как в виде самостоятельного учебного мероприятия, так и в порядке привлечения объекта на учения, проводимые старшими инстанциями (учения города, района).

При определении темы, учебных целей, учебных вопросов и других исходных данных, а также при решении задач подготовки и выработки методики проведения в основу должны быть положены требования законов РФ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и организационных указаний министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на очередной учебный год.

Учения необходимо проводить, как правило, по комплексным темам, обеспечивающим отработку всего перечня основных мероприятий, предусмотренных «Планом ГО» и (или) «Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Проведение учения по комплексной теме позволяет привлечь более широкий круг руководящего состава, специалистов ГО и объектового эвена РСЧС к активному решению задач мирного и военного времени, повысить его теоретические знания и практические навыки в проведении предусмотренных планами мероприятий, полнее выявить имеющиеся недостатки и выработать меры по их устранению.

Командно-штабному учению должны предшествовать лекции, семинары, групповые упражнения с руководящим и командно-начальствующим составом и его самостоятельная подготовка, штабные тренировки органов управления, а также практические и тактико-специальные занятия с привлекаемыми на учения формированиями.

Важным требованием является правильное определение состава участников учения и срою» его проведения. При этом во всех случаях на учений целесообразно привлекать все руководство гражданской обороны и объектового эвена РСЧС, полный состав КЧС, органа управления по делам ГО И ЧС, службы ГО и эвакокомиссии, а также командно-начальствующий состав основных формирований объекта.

Вместе с тем при решении этих вопросов надо учитывать характер производственной деятельности объекта, график работы производства и рабочих смен, чтобы обеспечить привлечение на учение необходимых сил и средств без ущерба для производства (не допуская послаблений и упрощений).

Для отработки учебных вопросов на командно-штабных учениях должна создаваться сложная поучительная обстановка, максимально приближенная, к условиям ЧС мирного времени и очагов поражения — в военное. Она должна побуждать участников учений к активным и инициативным действиям, вынуждать их изыскивать и принимать наиболее целесообразные (оптимальные) решения, осуществлять маневр силами и средствами, в полную меру использовать возможности техники и других средств оснащения для своевременного выполнения поставленных задачу в первую очередь связанных со спасением людей.

Тактико-специальные ученияявляются основной и наиболее эффективной формой подготовки и слаживания невоенизированных (специальных) формирований ГО, а также подразделений аварийно-спасательных служб для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и выполнении задач гражданской обороны.

Основными целями являются:

- совершенствование практических навыков командно-начальствующего состава по управлению формированиями при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и мероприятий по защите населения;

- подготовка и слаживание формирований как для самостоятельного выполнения АСДНР и мероприятий по защите населения, так и во взаимодействии с другими формированиями, подразделениями поисково-спасательной службы, соединений и частей гражданской обороны;

- проверка готовности формирований к действиям в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения (заражения) согласно предназначению;

- выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств.

В целях исследования новых форм и методов подготовки формирований, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и последствий применения современных средств поражения, а также проверки отдельных положений проектов нормативных документов по действиям формирований в соответствии с решением МЧС России, начальников ГО субъектов Российской Федерации или соответствующих федеральных министерств и ведомств может быть организовано проведение опытно-исследовательских тактико-специальных учений.

На них должна создаваться сложная и поучительная обстановка, характерная для действий в условиях сильных разрушений, пожаров, наводнений, радиоактивного загрязнения и химического заражения, требующая от командно-начальствующего состава своевременных и обоснованных решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, умелых действий формирований в различных условиях обстановки.

Учения в зависимости от их масштаба и состава обучаемых проводятся с отрядами, командами, группами и другими подразделениями, которые выводятся на учения полностью укомплектованными личным составом, оснащенными техникой и имуществом в соответствии с организационной структурой и табелем оснащения. На такие учения отводится до 8 часов, и проводиться они должны не реже одного раза в три года, а с формированиями повышенной готовности - ежегодно.

Учения формирований общего назначения, как правило, проводятся совместно с формированиями служб. Например, совместно со спасательным отрядом (командой, группой) могут и должны участвовать санитарные дружины (посты), формирования разведки, охраны общественного порядка, противопожарные, убежищ и укрытий и другие. Количество привлекаемых формирований от служб зависит от темы учения, учебных целей, характера и объема аварийно-спасательных и других неотложных работ.

При этом, если какое-либо невоенизированное (специальное) формирование ГО по тем или иным причинам не было привлечено на общее тактико-специальное учение формирований объекта, с ним до очередного комплексного учения должно быть обязательно проведено самостоятельное тактико-специальное учение.

В тех случаях, когда это предусмотрено планом, учения проводятся совместно с подразделениями поисково-спасательной службы, частей гражданской обороны и специализированных аварийно-спасательных служб города (района).

Практическая работа является основным методом подготовки личного состава к проведению АСДНР в зонах чрезвычайных ситуаций.

Руководителем учения с формированиями общего назначения может быть сам начальник гражданской обороны объекта или назначенный им на эту роль начальник органа управления ГО и ЧС (отдела, сектора, группы), а также командир формирования общего назначения, а с формированиями служб - соответствующий начальник службы.

Для подготовки и проведения учений со сводными и спасательными отрядами обычно создается штаб руководства. При проведении учений с командами, группами и другими формированиями - группы управления, назначаются помощники руководителя (посредники) по формированиям и имитации. В отдельных случаях могут привлекаться преподаватели и мастера производственного обучения учебно-методических центров и курсов ГО.

Руководитель учения обязан:

- изучить соответствующие нормативные и правовые документы (законы, постановления, наставления, руководства), проанализировать состояние подготовки формирований, определить исходные данные: тему, учебные цели, сроки проведения, этапы и учебные вопросы, количество и состав привлекаемых формирований, район учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения;

- установить порядок подготовки натурных участков, какими силами и в какие сроки должны быть они подготовлены;

- организовать подготовку заместителей, помощников, посредников и всех участников. Обучить командиров умелой организации управления при проведении АСДНР.

 

Объектовая тренировка- упрощенное по мероприятиям организации и сокращенное по времени и объему выполняемых мероприятий комплексное учение. В отличие от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные планом ГО на военное время и планом ликвидации аварийных ситуаций организации. Основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты людей и обеспечения устойчивости при возникновении чрезвычайной ситуации как техногенного, так и природного характера, а также действий в случае применения противником современных средств поражения.

Такие тренировки проводятся как самостоятельно под руководством начальника ГО организации, так и в составе группы организаций, входящих в объединение предприятий.

Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо исходить из основного требования - обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. Перечень и объем выполняемых мероприятий должны позволить проверить на практике реальность выполнения мероприятий, заложенных в планы.

К участию в тренировке привлекаются органы управления и силы РСЧС,  рабочие и служащие организации, население жилого сектора, не занятое в производстве; в учебных заведениях кроме преподавательского и обслуживающего состава - студенты и учащиеся.

Подготовка и проведение осуществляются лично руководителем организации с учетом организационно-штатной структуры, характера производственной (служебной) деятельности, особенностей территориального размещения, степени обученности трудового коллектива и состояния ГО организации.

Для проведения объектовой тренировки издается приказ руководителя организации (руководителя тренировки) на основании которого разрабатывается план (график) Приказ доводится до исполнителей не позднее чем за месяц до начала тренировки.

На основании этого документа заместители, помощники руководителя посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Исполняются текстуально или графически и утверждаются руководителем. Руководящий состав РСЧС представляет на утверждение планы ТСУ.

Накануне тренировки с руководящим составом органов управления и руководящим составом сил РСЧС необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которого уточнить порядок действий, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовать вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия как между функциональными подразделениями организации, так и между формированиями. Проводит занятия руководитель организации.

Требования к организации и проведению учений и тренировок

При подготовке к проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо руководствоваться Приказом МЧС РФ от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:

соответствие разрабатываемых документов и действий участников учения требованиям директивных и нормативных документов по вопросам предупреждения, снижения тяжести и ликвидации последствий ЧС, а также подготовки и проведения учений;

учет особенностей и реального состояния готовности объекта к функционированию в ЧС, уровня подготовки его руководства и специалистов к действиям в ЧС, а также возможностей объекта по материальному обеспечению учения;

создание тактической обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми привлекаемыми на учениекатегориями обучаемых, как правило, на собственной материально-производственной базе;

исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу производству, ухудшению условий работы персонала.

В ходе учений целесообразно предусматривать выполнение практических мероприятий в целях:

привития практических навыков исполнителям этих мероприятий;

ознакомления с опытом выполнения указанных мероприятий путем демонстрации хода и результатов работы специалистам, на которых возлагается выполнение подобных мероприятий в подведомственном им хозяйстве, что позволит не только изучить опыт, но и критически оценить его, предложить наиболее эффективные способы решения конкретных задач. При этом в ряде случаев может быть реально повышена безопасность и готовность соответствующих участков производства предприятия к функционированию в ЧС уже в ходе учения;

уточнения временных показателей и нормативов, заложенных в планах действий в ЧС.

3.1. Методика подготовки учений

Подготовка учений включает в себя:

определение исходных данных;

разработку учебно-методических документов;

подготовку участников учений;

подготовку мест проведения учений;

материальное и техническое обеспечение учений.

Исходные данные включают: тему; цели; этапы и учебные вопросы; состав участников; продолжительность и сроки проведения учений и места проведения учений.

Тема учения, если она не определена в плане основных мероприятий города по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на очередной год и не установлена вышестоящим начальником, определяется руководителем учения. Она может предусматривать отработку вопросов, связанных с функционированием объекта при угрозе и возникновении ЧС.

Например: «Обеспечение защиты персонала и устойчивого функционирования объекта в условиях возникновения ЧС в городе (указывается характер ЧС) при ликвидации ее последствий».

Тема может охватывать вопросы функционирования объекта в условиях, когда источниками ЧС являются аварии и катастрофы, возникшие только на данном предприятии.

Например: «Обеспечение устойчивого функционирования объекта при возникновении аварий и катастроф в подведомственном хозяйстве, а также при ликвидации их последствий».

Возможна постановка темы, объединяющей содержание двух предыдущих вариантов.

Например: «Организация проведения мероприятий по ликвидации последствий производственных аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе».

Формулировка темы может быть направлена не только на решение объектом всего комплекса задач в обстановке ЧС, но и локальных. Например: «Организация защиты персонала объекта при возникновении ЧС (указывается вид ЧС)» или «Организация функционирования объекта в условиях нарушения электроснабжения (водоснабжения, подачи топлива, ГСМ и т.п.)».

Этап - это часть учения, включающая определенный период деятельности обучаемых, в течение которого отрабатывается группа вопросов темы.

Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются, исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.

Для отработки темы «Организация проведения мероприятий по ликвидации последствий производственных аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе» примерное наименование этапов учения может быть следующим:

1 этап - «Организация проведения мероприятий по обеспечению защиты персонала и устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС».

2 этап - «Оценка последствий ЧС для объекта. Проведение мероприятий по обеспечению защиты и жизнедеятельности персонала, устойчивого функционирования объекта в условиях ЧС».

3 этап - «Проведение работ по ликвидации последствий аварий и катастроф на объекте, а также ЧС в городе. Обеспечение производственной деятельности объекта в условиях сложившейся обстановки».

Учебные вопросы - это ряд логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов учения и времени, отводимого на отработку этапа.

Учебными вопросами 1 этапа учения могут быть:

оповещение и сбор руководящего состава и участвующих в учении сотрудников аппарата администрации, личного состава КЧС, структурного подразделения объекта, уполномоченного на решение задач в области ГО, служб ГО объекта;

приведение в готовность пункта управления и организация работы на нем;

приведение в готовность к использованию персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты;

наращивание мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС;

приведение в готовность сил и средств для организации наблюдения и разведки, а также проведения спасательных и других неотложных работ.

Учебными вопросами 2 этапа могут быть:

оповещение персонала об авариях и катастрофах на объекте и угрозе воздействия поражающих факторов чрезвычайных событий, происшедших за пределами его территории;

организация защиты персонала от воздействия поражающих факторов чрезвычайных событий;

сбор и обобщение данных об обстановке;

оценка состояния объекта и его возможностей по выполнению своих функций в

условиях сложившейся обстановки;

подготовка и принятие решения руководителем предприятия на действия в условиях сложившейся обстановки;

уточнение (определение) режимов работы персонала в условиях конкретной обстановки ЧС.

Учебными вопросами 3 этапа могут быть:

организация и ведение разведки в очагах поражения;

принятие решений на проведение спасательных и других неотложных работ;

управление проведением спасательных и других неотложных работ;

определение величины потерь среди персонала и материального ущерба производству;

разработка предложений и принятие решений на восстановление поврежденных, обеспечение производственной деятельности сохранившихся и восстанавливаемых элементов производства;

организация функционирования объекта в условиях сложившейся обстановки.

Рассмотренным в качестве примера этапам и учебным вопросам, отрабатываемым в условиях созданной на учении обстановки, может предшествовать этап, не связанный с конкретной обстановкой. Он может быть проведен как накануне учения, так и в начале его и сформулирован в следующей редакции: «Анализ состояния безопасности объекта и его подготовленности к функционированию в ЧС».

Учебными вопросами этого этапа могут быть:

анализ вероятности возникновения аварий и катастроф на данном объекте и соседних предприятиях и их возможные последствия для персонала и производства;

анализ последствий возможных перебоев в работе объекта для функционирования отрасли, жизнедеятельности населения и народного хозяйства города;

готовность объекта к работе в ЧС и состояние работы по дальнейшему повышению устойчивости его функционирования;

анализ состояния и перспектив обеспеченности персонала объекта коллективными и индивидуальными средствами защиты;

оценка эффективности проведенных и хода выполнения запланированных мероприятий по повышению безопасности и устойчивости функционирования объекта в ЧС;

состояние подготовки командно-начальствующего состава, специалистов, формирований и персонала объекта к действиям в ЧС.

Отработка такого этапа и его учебных вопросов позволит руководству учения и посредникам до введения обучаемых в обстановку, созданную на учении, углубить знания особенностей и состояния готовности объекта, его сил и средств к функционированию в ЧС и с учетом этого обстоятельства строить свою работу на учении. При подготовке и в ходе отработки этапа обучаемые глубоко анализируют и оценивают различные аспекты безопасности и готовности объекта к работе в ЧС по вопросам, входящим в их компетенцию, уясняют свою и подведомственного хозяйства роль и место в проводимой на предприятии работе в области безопасности. Все это создает предпосылки для более плодотворной работы на учении всех его участников.

Одновременно с определением этапов и учебных вопросов проводится расчет необходимого времени для их отработки.

3.2. Участники учений

Участники учений подразделяются на две категории: тех, кто организует подготовку и руководит ходом учения, и обучаемых.

К первой категории относятся:

а) Руководство учениями. В состав руководства входят: руководитель учения, его заместители; помощники и посреднический аппарат.

Руководство учением на объекте должен осуществлять, как правило, один из старших начальников. Это могут быть представители руководства отрасли, в состав которой входит данный объект, или города, на территории которого он расположен. Должностные лица, входящие в состав руководства, назначаются в основном из состава того органа, представитель которого является руководителем учения.

Территориальные органы управления и структурные подразделения организации, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, могут проводить учения на любых объектах, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Некоторые органы управления, например, имеющие большое количество подведомственных объектов, не имеют возможности проводить с установленной периодичностью учения на каждом из них. В таком случае может быть принято решение поручить организацию и проведение учений на части предприятий их руководителям, достаточно подготовленным (или обеспечить их подготовку) к решению задач по предупреждению и действиям в ЧС, участвовавшим ранее в подобных учениях и учениях ГО. При этом руководитель предприятия может одновременно выполнять, наряду с обязанностями руководителя учения, свои прямые функциональные обязанности или возложить выполнение последних на одного из своих заместителей. Руководство учением формируется из числа руководящего состава, специалистов, структурного подразделения данного предприятия, уполномоченного на решение задач в области ГО, а также управления ГОЧС города, специалистов, членов КЧС вышестоящего отраслевого органа управления.

Руководитель учения несет ответственность за подготовку, организацию и качество проведения учения.

При подготовке учения руководитель уточняет или определяет тему, цели, этапы, состав участников и другие исходные данные учения; организует планирование учения и утверждает документы, необходимые для его подготовки и проведения; совместно с руководителем объекта устанавливает объем необходимых для подготовки и проведения учения, материальных и финансовых средств; осуществляет общее руководство проведением других мероприятий по подготовке учения; организует контроль за ходом его подготовки.

В ходе учения он направляет работу руководства и посредников, а также обучаемых на достижение поставленных целей, полную и качественную отработку учебных вопросов.

По окончании учения проводит его разбор.

Заместителями и помощниками руководителя назначаются руководящий состав, специалисты вышестоящих органов, компетентные в прорабатываемых на учении вопросах и наделенные необходимыми для выполнения возлагаемых на них функций полномочиями, а также специалисты Управления ГОЧС города.

Заместители и помощники руководителя учения участвуют в мероприятиях по подготовке учения по своему направлению деятельности. В ходе учения они помогают руководителю в отработке вопросов и достижении целей, по указанию руководителя осуществляют непосредственное руководство отработкой наиболее сложных учебных вопросов и проведением практических мероприятий, изучают и контролируют работу обучаемых, участвуют в проведении исследований, подготовке разбора.

Основным органом, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации и проведению учения, является штаб руководства. Штаб руководства разрабатывает необходимые для подготовки и проведения учения документы, организует подготовку его участников, пункта управления, задействуемых на учении систем связи и оповещения, всестороннее обеспечение учения и контроль за выполнением всех мероприятий по его подготовке.

В ходе учения штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение данных о работе участников, готовит предложения руководителю по отработке вопросов учения с учетом действий обучаемых и сложившейся обстановки, руководит работой посреднического аппарата, обеспечивает контроль и оказывает помощь участникам учения в выполнении возложенных на них задач, готовит материалы для разбора учения, организует обобщение его итогов.

Начальник штаба руководства является первым заместителем руководителя учения.

На эту должность целесообразно назначать представителя Управления ГОЧС города.

Штаб руководства учением создается из руководящего и инженерно-технического состава вышестоящего органа управления.

Организационно штаб руководства может состоять из следующих групп:

оперативной;

подготовки разбора;

обеспечения учения.

Оперативная группа осуществляет подготовку учения, разрабатывает необходимую для его проведения документацию, руководит работой посредников.

Группа подготовки разбора учения разрабатывает теоретическое обоснование отрабатываемых вопросов, анализирует содержание докладов и действий обучаемых, обобщает фактический материал руководителю для выводов и оценок действий обучаемых, постановки задач по устранению выявленных в ходе учения недостатков и дальнейшему повышению степени безопасности объекта, его готовности к устойчивому функционированию в ЧС.

Группа обеспечения учения организует подготовку мест проведения учения, питание его участников, обеспечение участников транспортом, канцелярскими товарами и принадлежностями, материалами, механизмами и пр. ресурсами, необходимыми для выполнения практических мероприятий и т.п.

В случае планирования проведения в ходе учения исследовательской работы в составе штаба руководства создается исследовательская группа. Она может быть сформирована из специалистов вышестоящего органа управления, управления ГОЧС, УМЦ по ГО и ЧС, сотрудников научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, являющихся специалистами по исследуемым вопросам.

Исследовательская группа может быть также подчинена непосредственно руководителю учения или одному из его заместителей (помощников).

При проведении учений на небольших объектах и планировании к отработке узкого круга вопросов, а также, когда руководителем учения на объекте назначен его руководитель, вместо штаба руководства может быть создана группа управления.

б) Посреднический аппарат создается в целях обеспечения выполнения указаний руководителя учения, качественной отработки учебных вопросов, осуществления контроля за работой обучаемых, методически правильного воздействия на выполнение ими своих задач и функций, а также оказания помощи обучаемым в грамотной отработке учебных вопросов и успешном достижении учебных целей.

Посреднический аппарат назначается из руководящего и инженерно-технического состава отрасли или округа, специалистов органов ГО и ЧС, компетентных в отрабатываемых на учениях вопросах и обладающих необходимыми для выполнения функций посредников методическими навыками.

В целях изучения и распространения опыта работы по вопросам предупреждения и действий в ЧС, а также подготовки и проведения учений целесообразно привлекать на учения в качестве посредников специалистов и прежде всего освобожденных работников по ГО и ЧС родственных по характеру производства объектов.

Руководитель учения может в отдельных случаях, в частности, если он является и руководителем предприятия, посредников не назначать, а возложить их функции на своих заместителей и помощников.

Для подыгрывания за органы управления, предприятия и силы, не привлекаемые на учение, но оказывающие существенное влияние на функционирование данного объекта, могут назначаться концевые посредники. Они, в соответствии с планом проведения учения, передают необходимую информацию об обстановке, полученных задачах, о принятых решениях, функции концевых посредников могут быть возложены на одного или нескольких (в зависимости от объема работы) членов оперативной группы штаба руководства.

Состав обучаемых определяется в зависимости от темы, целей учения и характера решаемых на учении задач.

На учение в качестве обучаемых привлекаются: руководитель предприятия и его заместители, производственные и функциональные структурные подразделения, КЧС, подразделение, уполномоченное на решение задач в области ГО, службы формирования ГО, производственный персонал. При проведении учений на потенциально опасных объектах в качестве обучаемых целесообразно также привлекать представителей жилищных органов и население, проживающее вблизи объекта.

На учение, в том числе для совместной отработки отдельных, представляющих взаимный интерес вопросов, могут привлекаться представители других предприятий и ведомств, которые оказывают существенное воздействие на функционирование данного объекта. Например, на учение с транспортным объектом могут привлекаться представители ГАИ, милиции, противопожарной и медицинской служб и пр. Основанием для их участия может быть договоренность с руководством этих предприятий и ведомств или решение вышестоящих над ними органов. Функции таких представителей могут быть возложены и на концевых посредников.

Перечисленные выше обучаемые инстанции могут быть представлены на учение оперативными группами и даже отдельными должностными лицами. Некоторые из них могут привлекаться лишь для отработки отдельных вопросов. Таким образом, число участников учения при отработке различных вопросов в ходе его проведения может изменяться.

Продолжительность учений устанавливается 2-3 суток.

Учение целесообразно планировать в оптимальные для конкретного объекта сроки, с тем чтобы обеспечить выполнение поставленных учебных целей и не создать при этом дополнительных проблем для производственной деятельности.

Места проведения учений должны быть прежде всего те, на которых обучаемые будут реально находиться при выполнении своих функций в ЧС. Это пункт управления, служебные помещения, участки производства, а, кроме того, натурные участки, полигоны, технологические установки, на которых предусматривается выполнение исследований, отработка практических мероприятий, проведение тренировок с производственным персоналом и личным составом невоенизированных формирований. Должны быть также подготовлены места для работы руководства учением для проведения совещаний, заслушивания докладов.

 

3.3. Разработка документов

В соответствии с исходными данными, указаниями руководителя учения осуществляется разработка документов, определяющих порядок подготовки и проведения учения.

К этим документам относятся: распоряжение вышестоящего начальника о подготовке и проведении учения; календарный план подготовки учения; план проведения учения; частные планы заместителей и помощников руководителя учения, а также посредников.

Распоряжение о подготовке и проведении учения является основанием для развертывания работ по подготовке к учению. В нем указываются: тема и учебные цели учения;

состав руководства, штаба руководства, обучаемых; указания по подготовке учения, мерам безопасности; порядок финансирования, материально-технического и других видов обеспечения отрабатываемых на учении мероприятий; порядок и сроки рассмотрения итогов учения.

Календарный план подготовки учения является рабочим документом штаба руководства. Он включает основные мероприятия по подготовке учения и определяет их последовательность, сроки выполнения и исполнителей. План может состоять из следующих разделов: организационные мероприятия; разработка документов учения; подготовка руководства и посредников; подготовка обучаемых; подготовка мест проведения учения, систем связи, оповещения и АСУП; организация исследований; материальное и техническое обеспечение учения; контроль за ходом его подготовки.

План проведения учения является основным документом, в котором излагается ход учения, определяется порядок его проведения, содержание и последовательность работы руководства, посредников, ожидаемые действия обучаемых по этапам, учебным вопросам, месту и времени. Он позволяет руководителю учения направлять усилия своих заместителей и помощников, штаба' руководства, посредников и обучаемых на наиболее полную отработку вопросов, достижение поставленных целей учения.

План проведения учения включает: название темы, учебные цели, состав участников, время и продолжительность учения, исходную обстановку к началу учения, порядок его проведения.

Порядок проведения учения излагается в форме таблицы, в которой указываются:

этапы учения, учебные вопросы, их содержание, продолжительность и время отработки (астрономическое и оперативное), обстановка, на фоне которой отрабатываются учебные вопросы; ожидаемые действия обучаемых и перечень основных документов, исполняемых при отработке учебных вопросов; работа руководства и посредников, время окончания учения и проведения разбора.

К плану проведения учения прилагается план объекта и прилегающей к нему жилой застройки, на котором отображаются: здания и сооружения, опасные производства, защитные сооружения, основные коммунально-энергетические сети и сооружения, места аварий и очаги поражения, места проведения практических мероприятий.

Астрономическое время - это реальное на данный момент московское время. Оперативное время - это условное, устанавливаемое руководством учения время, которое необходимо затратить на выполнение определенной задачи в реальной обстановке.

Кроме того, могут прилагаться таблицы, в которых приводится: перечень зданий и сооружений, количество персонала в них; характеристика защитных сооружений; сведения о потерях и разрушениях на объекте в ЧС.

Если в ходе учения предусматривается подача большого количества вводных, для контроля за своевременностью их подачи и прохождения к плану проведения учения может разрабатываться план вручения вводных (план наращивания обстановки), в котором определяется содержание и время подачи вводных, кто и в какой роли, каким способом их передает.

При планировании проведения большого количества практических мероприятий может быть разработан, как приложение к плану проведения учения или самостоятельным документом, план проведения практических мероприятий. В нем указывается где, когда и какие мероприятия выполняются, привлекаемые для этого силы и средства, на кого возложены организация и контроль их проведения.

Если на учении планируется проводить исследования, исследовательской группой или руководителем, ответственным за их проведение, может разрабатываться план проведения исследований. В нем отражаются: тема учения, исследовательские цели, основные вопросы организации исследований и порядок их проведения.

При изложении порядка проведения исследований указываются: исследуемые проблемы и время их проведения; методы исследований, место их проведения и в какой инстанции они проводятся; ожидаемые результаты; порядок обобщения, оформления полученных материалов и составления отчета по учению.

Если накануне учения или в его начале предусматривается вне оперативной обстановки провести анализ состояния безопасности объекта, а также его готовности к функционированию в ЧС, в плане проведения учения или в отдельно разрабатываемом плане проведения такого этапа учения указываются перечень и последовательность заслушивания каждого доклада, их продолжительность, кто делает доклад и кто приглашается на его заслушивание.

При определении продолжительности доклада учитывается также время, отводимое для ответов на возможные вопросы к докладчику и обсуждения отдельных положений доклада.

Докладчиками планируют тех должностных лиц, которые отвечают за решение освещаемых в нем вопросов.

План проведения учения и приложения к нему разрабатываются руководителями и специалистами, компетентными не только в вопросах защиты населения, предупреждения, уменьшения тяжести и ликвидации последствий ЧС, но и хорошо знающими производство объекта, его особенности.

План проведения учения служит основой для разработки частных планов работы заместителей и помощников руководителя, посредников.

В частных планах конкретизируются действия обучаемых и того лица, для которого разрабатывается план. Оперативная обстановка излагается в части, касающейся каждой конкретной категории обучаемых, на фоне которой они действуют на учении.

В частных планах отражаются: тема учения, общие и частные для данной категории обучаемых учебные цели; состав обучаемых; время и продолжительность их участия в учении; этапы и учебные вопросы; обстановка, в которой они отрабатываются; действия обучаемых; содержание работы данной категории обучаемых и лица, для которого разрабатывается план; отрабатываемые ими документы; время и порядок их представления; время окончания и проведения общего и частного разборов учения.

В этом документе могут быть также отражены мероприятия по организации и проведению исследований, выполняемые до начала учения.

К частному плану, при необходимости, могут разрабатываться приложения на плане объекта и таблицы. В приложениях содержится информация, необходимая для действий на учении данной категории обучаемых.

При необходимости кроме рассмотренных, могут разрабатываться и другие документы.

Это, например, сметы расходов на учение, проектно-сметная, технологическая и др. документация на исследовательские и практические мероприятия, инструкции по мерам безопасности, план материально-технического обеспечения и др. Готовятся также необходимые справочные материалы: перечень сил и средств, привлекаемых на учения, обеспеченность персонала средствами защиты, перечень и характеристика опасных производств, методики и программы для оценки последствий ЧС и др.

3.4. Подготовка участников учений

Высокий уровень подготовки участников учений к выполнению возложенных на них функций - непременное условие успешного проведения учений и достижения поставленных целей. Она должна быть направлена на: обеспечение теоретической и практической подготовки участников по вопросам, отрабатываемым на учениях; изучение состояния готовности персонала, подведомственного хозяйства, объектовых служб и органов ГО и ЧС к действиям в ЧС; подготовку к выполнению своих функций на учениях.

Могут быть рекомендованы следующие основные способы подготовки: самостоятельная работа участников учений по изучению требований директивных и нормативных документов, являющихся теоретической основой: в области безопасности и повышения устойчивости функционирования объекта в ЧС, ликвидации их последствий, соответствующих документов планов действий в ЧС, а также проведение общих и раздельных по группам занятий, тренировок с учетом функциональных обязанностей участников.

Подготовка руководства учениями и посредников должна быть направлена на:

повышение уровня их теоретической подготовки по отрабатываемым на учении вопросам;

изучение состояния безопасности и готовности объекта и его структурных подразделений, органов ГО и ЧС, сил и средств, должностных лиц к функционированию в ЧС;

овладение основами методики обучения, привития умения выполнять свои функции на учении;

обеспечение единства взглядов и правильного понимания руководством и посредниками целей и задач учения, способов их достижения и выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения.

Подготовку организует руководитель учения с привлечением своих заместителей, помощников и штаба руководства. Подготовка участников учения должна проводиться дифференцированно с учетом задач, которые каждый из них будет решать на учении. Поэтому занятия могут проводиться не только совместно со всеми участниками, но и раздельно, по группам в соответствии с их функциональными обязанностями, специальностью, уровнем подготовки.

К проведению занятий, кроме руководства учением, целесообразно привлекать работников вышестоящих ОУ ГОЧС, преподавателей УМЦ по ГО и ЧС и других специалистов, компетентных в отрабатываемых на учениях вопросах. Для организации целенаправленной и эффективной самостоятельной работы руководство и штаб руководства должны обеспечить участников учения необходимыми документами, пособиями, литературой, справочными материалами.

В целях повышения уровня теоретической подготовки руководства и посредников:

организуется самостоятельное изучение необходимых документов и литературы;

проводятся групповые занятия: лекции, семинары, консультации.

Для изучения состояния безопасности и готовности объекта к функционированию в ЧС (в части, касающейся соответствующих должностных лиц на учении):

устанавливаются деловые контакты с руководителями соответствующих структурных подразделений объекта;

запрашивается от них необходимая информация;

проводится рекогносцировка;

изучается план действий в ЧС;

изучаются положения об отделах и службах привлекаемых на учение в качестве обучаемых инстанций должностные инструкции и функциональные обязанности в ЧС их руководителей и других специалистов;

изучаются материалы проведенных ранее учений и исследовательской работы по вопросам, отрабатываемым на учении.

Для привития руководству и посредникам умения выполнять свои функции во время учений:

изучаются методические рекомендации, руководства, наставления по подготовке и проведению учений;

проводятся инструктивные и методические занятия.

В целях обеспечения единства взглядов, согласованности в действиях руководства и посредников в ходе учений предусматривается:

изучение плана проведения учения и др. документов, необходимых для его подготовки и проведения;

разработка частных планов работы заместителей, помощников руководителя учения и посредников;

розыгрыш учения, в ходе которого начальник штаба руководства совместно с заместителями, помощниками руководителя учения и посредниками рассматривают последовательность и порядок отработки учебных вопросов и отдельных вводных в соответствии с планом проведения учения. При отработке отдельных вопросов и вводных посредники ставятся в роль обучаемых и действуют в соответствии с обстановкой.

Подготовка обучаемых должна быть направлена на:

обеспечение уровня теоретической подготовки, позволяющей обучаемым успешно решать стоящие перед ними задачи во время учений;

углубленное изучение особенностей и состояния готовности к функционированию в условиях ЧС подведомственного хозяйства;

уяснение своих обязанностей и функций в условиях ЧС;

подготовку к эффективным действиям во время учений.

Теоретическая подготовка обучаемых в основном проводится аналогично подготовке руководства и посреднического аппарата. Целесообразно накануне учения провести целенаправленную подготовку части обучаемых на УМЦ по ГО и ЧС. Причем занятия могут проводиться преподавателями УМЦ по ГО и ЧС непосредственно на объекте.

Изучение особенностей и состояния готовности к функционированию в ЧС объекта, его структурных подразделений, сил и средств может проводиться' как самостоятельно, так и путем проведения занятий специалистами отделов и служб объекта, работников структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО. В этих целях также изучаются материалы ранее проведенных на объекте учений и исследовательской работы, связанной с темой учения.

Обязанности и функции обучаемых во время учений вытекают из задач, возлагаемых на них в повседневной деятельности, в ЧС и на конкретном учении. Поэтому в процессе подготовки к учению обучаемые изучают свои функциональные обязанности на период ЧС, а при необходимости корректируют их с учетом задач, которые им предстоит решать на предстоящем учении. К началу учения каждый должен четко уяснить и твердо знать: за что он отвечает, что он должен делать в различные периоды учения, кто и что может от него потребовать, что и с кого может требовать он.

Подготовка к эффективным действиям обучаемых в ходе учений предусматривает:

тренировки по проведению расчетов параметров очагов поражения, поражающих факторов возможных чрезвычайных событий, определению потерь и материального ущерба и т.п.;

подготовку проектов распоряжений, приказов, донесений и др. документов по различным вариантам обстановки в ЧС;

проведение расчетов, подготовку докладов, выполнение др. мероприятий, предусмотренных распоряжением о подготовке и проведении учения;

проведение тренировок по использованию средств связи и оповещения, вычислительной техники.

Вся подготовка на объекте по ГО и к действиям в ЧС в период, предшествующий учению, должна быть направлена на подготовку к успешному проведению его. Целесообразно предусматривать проведение в этот период тренировок с обучаемыми под руководством руководителей подразделений, привлекаемых на учение.

В целях обеспечения надлежащей подготовки привлекаемых на учение структурных подразделений и служб объекта руководителем предприятия может быть издан специальный приказ.

Завершающей частью подготовки участников учения может быть проведение перед его началом заслушивания докладов соответствующих должностных лиц о состоянии безопасности объекта и его подготовленности к функционированию в ЧС.

Во время учений руководство, структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области ГО, представители структурных подразделений администрации объекта размещаются на пункте управления. Другие обучаемые должны, как правило, размещаться на тех местах, находясь на которых они будут выполнять свои функции в ЧС, используя при этом имеющиеся средства связи, оргтехнику, вычислительную технику и т.п. Для выполнения на учении запланированных практических мероприятий должны быть подготовлены соответствующие места. Это могут быть полигоны, натурные участки, расположенные как на территории объекта, так и за его пределами, отдельные участки производства. Подготовка включает проведение мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач, исключающих угрозу жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба и ущерба окружающей среде, нарушение производственной деятельности. Если практические мероприятия будут демонстрироваться участникам учения, следует оборудовать для этой цели специальные места.

Материальное и техническое обеспечение учений

Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учений предусматривает:

обеспечение их проведения необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными ресурсами;

организацию питания, медицинского обслуживания участников учения;

обеспечение обучаемых средствами индивидуальной защиты, а личного состава формирований, привлекаемых на учение, кроме того, приборами радиационной и химической разведки, медицинскими средствами индивидуальной защиты, техникой, инструментом и другим имуществом в соответствии с табелем оснащения;

оборудование рабочих мест (помещений) для руководства, штаба руководства и обучаемых необходимой мебелью, оргтехникой, средствами связи и вычислительной техникой;

обеспечение участников литературой, пособиями, справочной, а выполняющих практические работы - проектно-сметной и другой технической документацией.

Для определения степени готовности участников к учению, оказания им необходимой помощи осуществляется контроль за ходом подготовки. Основным его содержанием является проверка выполнения указаний руководителя по подготовке учения, полноты и качества проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом подготовки к учению.

Контроль осуществляет в течение всего подготовительного периода руководитель учения лично, через своих заместителей и помощников, штаб руководства.

Подготовка ТСУ

Содержание и объем подготовительных мероприятий зависят от масштаба и целей учения, от уровня подготовленности привлекаемых к учению формирований, их материально-технического обеспечения, а также от состояния района учения.

При подготовке к учению разрабатываются следующие документы:

- приказ о подготовке и проведении учения;

- календарный план подготовки учения;

- план проведения учения.

Приказ о подготовке и проведении учения разрабатывается и доводится до обучаемых заблаговременно, чтобы позволить своевременно подготовить участников и необходимую учебно-материальную базу. В приказе должны быть четко определены:

- сроки проведения учения и состав обучаемых;

- порядок подготовки командно-начальствующего и рядового состава;

- сроки и объем работ по подготовке натурных участков, ответственные исполнители;

- материально-техническое обеспечение, включая расход моторесурсов, горючего, имитационных средств;

- меры по обеспечению безопасности на учении.

Для проведения комплексного учения разрабатываются следующие документы:

план проведения комплексного учения;

организационные указания;

частные планы заместителей и помощников (посредников);

планы обеспечения (материально-технического, связи, имитации, комендантской службы и другие);

инструкция по мерам безопасности.

Для проведения объектовой тренировкииздается приказ руководителя организации (руководителя тренировки) на основании которого разрабатывается план (график) Приказ доводится до исполнителей не позднее чем за месяц до начала тренировки.

 
 
  • Сайт Комитета по финансам
  • Официальная Россия
  • ПФР
  • Нормативные правовые акты Российское Федерации
  • Постановления правительства Забайкальского края
  • Портал государственных и муниципальных услуг
  • Могочинский Рабочий
  • Официальный сайт администрации городского поселения
  • ЗабИнвестФонд